Приветствую, дорогие читатели. В прошлых частях (первая часть и вторая часть) я, в основном, рассказывал про силовое оборудование фидеров 6 кВ и лишь иногда касался вторичного оборудования. Эту же часть серии я целиком и полностью посвещу вторичке. Сегодня мы посмотрим каким образом силовое оборудование защищается от коротких замыканий и перегрузок. Будут фотографии релейной панели. Я расскажу о каждом реле, как работает и для чего предназначено. Должно получится интересно.
Для тех, кто зашел на канал впервые — меня зовут Олег, и я работаю инженером в электрическом цехе ТЭЦ. В мои задачи входят организация технического обслуживания и ремонта электрического оборудования (бумажная работа) и решение различных практических проблем во вторичных цепях управления, защиты и мониторинга электрооборудования.
Вторичное оборудование защиты фидера, или оборудование РЗА (релейная защита и автоматика) находится на втором этаже ГРУ-6 кВ, в центральном корридоре.
Судя по плакату "Работаь здесь" оборудование выведено в ремонт, обеспечена безопасность и бригада может быть допущена на производство работ.
Начнем с самого интересного - с разбора панели РЗА.
По левому краю панели собрана максимальная токова защита МТЗ. Центральные реле используются только как запчасти. Справа расположился контактор включения выключателя и предохранители для защиты цепей контактора и РЗА. Снизу расположен клеммный ряд.
Реле тока.
Реле тока (РТ). Если очень упрощенно это катушка провода с подвижным якорем. К катушке подключаются провода от релейной обмотки трансформатора тока. На самом реле выставляется ток срабатывания. Если подводимый ток равен или больше выставляемого (уставка срабатывания) то катушка (под действием электромагнтных сил) двигает якорь и происходит замыкание контактов. К этим контактам подкючен сигнал (напряжение) и после срабатывания реле этот сигнал проходит далее по схеме на следущее устройство, в нашем случае на реле времени.
2. Реле времени.
Реле времени (РВ). Это тоже катушка с подвижным якорем. Когда на катушку подается управляющий сигнал (слева нижний плюсовой провод), в нашем случаем с РТ, катушка втягивает якорь и запускается таймер задержки срабатывания реле. Таймер выставляется передвижением планки по цифербалату так, чтобы его контакты оказались напротив нужного времени. Если управляющий сигнал продолжает удерживать катушку, то через заданную уставку времени на реле замкнутся контакты (замыкателем, который как стрелка обычных часов) и управляющий сигнал пройдет дальше в схему, в нашем случае сигнал пойдет на сигнальный блинкер и на катушку отключения выключателя.
3. Сигнальный блинкер или реле указательное.
Сигнальный блинкер, или реле указательное (РУ). Собственно он нужен для индикации срабатывания защит (конкретно тут - срабатывание МТЗ). И это опять катушка. Все тоже самое. Управляющий сигнал попадает на катушку (от РВ). Та наводит электромагнитное поле и воздейтвует им на якорь. Происходит срабатывание контакта. Тольк в данном случае, если управляющий сигнал снят, блинкер все равно останется в сработанном состоянии. После авариного отключения оперативный персонал осматривает оборудование и записывает, какие блинкеры сработали (выпали) и сбрасывет их (это называется квитируют или поднимают блинкер). В сложных схемах таких блинкиров может быть довольно много. Иногда через контакты блинкеров могут подключатся сигнальные лампы или звуковая сигнализация.
4. Остальное оборудование панели РЗА.
Контактор включения выключателя говорит сам за себя. И опять - на его катушку приходит управляющий сигнал, тем самым втягивая якорь и замыкая контакты включения. Но в отличии от реле - это уже серьезные конткаты, так как через них проходят большие токи. Как видно из маркировки предохранителей - аж до 15 Ампер.
Предохранители защищают цепи контактора и цепи РЗА от коротких замыканий (КЗ). То есть цепи защиты, которые сами призваны защитить силовое оборудование от КЗ и перегрузок тоже нуждаются в защите.
Теперь вооружившись знаниями о работе различных реле - давайте я объясню как это все работает.
Нормальный режим. Представим, что выключатель включен. Питание идет от шин (с 3-го этажа ГРУ-6 кВ его мы посмотрим в следующей части) через выключатель в защищаемую линию. Трансформатор тока (ТТ) уже наводит электромагнитное поле в катушке реле тока (РТ), но недостаточное для его срабатывания.
Аварийный режим. На линии случилось короткое замыкание (КЗ). Ток от ТТ превысил уставку, заданную в РТ. Происходит срабатывание реле тока. Контакты РТ замыкаются и далее в действие вступает реле времени. Катушка РВ втягивает якорь и пускается таймер отсчета. Если за это время авария не устранена (замыкание может быть на стороне потебителя и ликвидироваться его защитами) то РВ дает команду на отключение выключателя и так же срабатывает блинкер. На видео из второй части можно посмотреть процесс иммитации аварийного режима и срабатывания защит с отключением выключателя и срабатыванием блинкера.
Заключение.
Данная статья ореинтирована на общее представление о работе релейной защиты, собранной на электромеханической базе. Если идти во все тяжкие то описание одного реле заняло бы само по себе целую статью. Из интересных фатков - указательные реле (блинкеры) РУ21 до сих пор производятся и используются в новых распредустройствах. Про остальные реле сказать не могу - но возможно, что и они еще не ушли на заслуженный отдых.
Далее я планирую отфотографировать третий этаж ГРУ-6 кВ, подготовить о нем статью и этой статьей завершить цикл о прошлом (хотя в комментариях правильно заметили что настоящем - тк все это работает до сих пор) энергетики.
Всем читателям большое спасибо за проявленный интерес. Всретимся в продолжении...
До встречи:)