Официальные документы местных органов власти и воспоминания о первых днях войны доносят до нас атмосферу и настроение людей того времени.
Яркое июньское солнце, необычно полноводная в тот год река Обь (ее уровень поднялся более чем на девять метров), наступление рыболовной поры, сенокоса и воскресный день настраивали народ на самые мирные дела и заботы.
Если бы не одно но: «Который уже день воют, словно голодные волки, деревенские собаки, наводят тоску. Недоброе предзнаменование… Все как всегда. Но какое-то необычное чувство начало овладевать людьми. Что-то должно произойти, что-то должно случиться… И вот в этот необычайно яркий летний день пришла печальная весть – война. Война? Какая? С кем? Ах, германцы – немцы. Да как они смели? Да мы их шапками забросаем, успокаивал бородатый мужик, один из немногих русских. Да до нас и далеко, нам и повоевать-то не придется, а мужчинам ханты и подавно.
Но все, к сожалению, случилось иначе. Не обошла та война и этот далекий таежный край. Пришлось повоевать всем: и русским, и ханты, многим пришлось сложить на той войне свои головы» – из книги Петра Семеновича Бахлыкова «Юганские ханты: история, быт и культура».
Тревожный набат
22 июня 1941 года набат колокола пожарной каланчи собрал на митинг всех от мала до велика жителей села Сургута административного центра Сургутского района и поселка Черный Мыс на площадь «Красных партизан. С 11 часов Левитан начал говорить по радио: «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза. В 12 часов будет передано важное правительственное сообщение». Он твердил это в течение целого часа – нервы у всех были на пределе.
В 12 часов сообщение о начале войны было зачитано заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народным комиссаром иностранных дел Вячеславом Михайловичем Молотовым. «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…».
По итогам митинга была принята резолюция «…Задача каждого рабочего, колхозника, служащего и интеллигента Сургутского района сейчас состоит в том, чтобы неустанно бороться за досрочное выполнение государственных заданий по добыче рыбы, отлову пушнины и развитию сельского хозяйства, еще теснее сплотиться вокруг ЦК ВКП(б), Советского правительства и лично товарища Сталина и конкретными делами доказать свою любовь и преданность великой родине…».
Источник информации
Экстренный номер сургутской районной газеты «Колхозник» (ныне «Сургутская трибуна») с сообщением о начале войны вышел рано утром в понедельник 23 июня. Почему 23, а не 22 июня? Все дело в том, что набор текста очередного выпуска газеты осуществлялся вручную. Каждая буква, пробел и пр. – это выполненный из металла отдельный знак. На первой странице был помещен текст выступления по радио заместителя Председателя Совнаркома СССР и народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова. Здесь же были напечатаны Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения», о мобилизации военнообязанных по 14 военным округам, в том числе по Уральской и Сибирскому, «О военном положении» и другие документы, направленные на оборону страны.
Вообще первый номер районной газеты «Организатор» вышел 23.10.1934 г. В 1935 году газета была переименована в «Колхозник». Главным редактором с сентября 1939 года до призыва в Красную армию 25.08.1941 г. был Григорий Прокопьевич Шишкин, который впоследствии погиб на войне.
Редактором газеты с 25.08.1941 г. по 17.06.1943 г. была Валентина Львовна Борутто (супруга председателя первого Сургутского Совета 1918 года Адама Яновича Борутто). Со дня своего основания для жителей Сургута и Сургутского района газета была главным источником информации и особенно в годы Великой Отечественной войны. С 23.06.1941 г. по 10.05.1945 г. вышло 288 номеров. Другие газеты приходили в Сургут, но с большим опозданием, в весеннюю и осеннюю распутицу их вообще не доставляли. В годы войны редакторами газеты работали Г.П. Шишкин. В.Л. Борутто, Н.Г. Бахлыков, А.В. Задворных. К.В. Мишурин, М.Д. Наумов.
На фронт!
Дорога на пристань, откуда пароходами жителей Сургута и Сургутского района увозили на фронт, сегодня обозначена восьмитонным гранитным монолитом, на котором выгравирована надпись: «С сургутской пристани в годы Великой Отечественной войны ушли на фронт 2600 наших земляков. 1240 из них не вернулись. Вечная им Слава».
В то время проводы на фронт с пристани поселка Черный Мыс (ныне восточный микрорайон г. Сургута) стали одним из важнейших событий. Пароход приходил в Сургут раз в две недели. За это время готовилась очередная партия для отправки на сборный пункт в г. Омск.
Идея установить стелу на площади речного вокзала в память о жителях Сургута и Сургутского района, ушедших на войну с 1941 по 1945 годы, принадлежит почетному гражданину города Сургута, журналисту газеты «Сургутская трибуна» Ивану Прокопьевичу Захарову, с уважением и огромной любовью, простым и доступным языком писавшему о защитниках Отечества, о своих товарищах, ушедших дорогой на пароходную пристань, а затем и на фронт Великой Отечественной войны.
Изначально памятный знак был установлен в 1945 году, но со временем был утрачен по ветхости и восстановлен только в 1995 году, но уже в капитальном исполнении. Вновь после реконструкции стела была открыта 6 мая 2005 года. Автор проекта – В. Оленин.
Автор: Владимир Домрачеев, краевед ЦРБ им. Г.А. Пирожникова
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/st_90_let/kak_v_surgute_uznali_o_napadenii_nemtsev_i_otkuda_cherpali_novosti_s_fronta/