На связи команда АБ. Мы строим отделы маркетинга по всему миру, которые помогают вашему бизнесу расти стабильно и предсказуемо, освобождая вас от забот о маркетинге.
Сегодня у нас история о том, как наш клиент столкнулся с неожиданным вызовом: его бывшие ученики стали его конкурентами.
Мы расскажем о нашей методологии проведения маркетингового аудита, благодаря которой удалось выявить основные проблемы и найти точки роста. В конце статьи вы найдете шаблон для самостоятельного аудита, который поможет найти точки роста и увеличить прибыль в вашей компании.
История клиента
Недавно к нам обратилась IT-компания, которая занимается финансовым учетом для других предприятий. Долгие годы она предоставляла качественные услуги по внедрению систем управленческого и финансового учета, а также обучала предпринимателей.
Но проблема в том, что бизнес развивался без четкой стратегии. В результате бывшие ученики компании превратились в её главных конкурентов.
Конкуренция
Бывшие ученики нашего клиента создали на рынке продукт по финансовому и управленческому учету, добившись впечатляющего успеха благодаря качественному и системному маркетинговому подходу. В итоге их годовой оборот превысил миллиард рублей!
Этот успех заставил нашего клиента всерьез задуматься о важности грамотного и управляемого маркетинга для обеспечения постоянного роста компании.
Разбираемся в проблеме
Основная задача состояла в том, чтобы выявить максимальное количество точек роста и определить, какие специалисты нужны для выполнения маркетинговых функций.
Мы начали с опросов целевой аудитории, включавших постоянных клиентов, тех, кто купил услугу однажды, и тех, кто оставил заявку, но так и не стал клиентом. Важно учитывать мнения не только постоянных клиентов, но и тех, кто отказался от покупки. Ведь их неудовлетворенность может указать на важные недостатки продукта. Исправив их, можно повысить конверсию.
Этот глубокий анализ целевой аудитории помогает понять, что важно для клиента, какие существуют сегменты ЦА, как они принимают решения о покупке, через какие источники получают информацию о продукте и что является критерием принятия решения.
Используя эту информацию в маркетинговых коммуникациях, компания может значительно улучшить свои предложения и снизить рекламные расходы.
Методология аудита
Аудит включал детальное исследование всех этапов взаимодействия с клиентами, а также проверки тайного покупателя у конкурентов и самого клиента.
Затем провели комплексную оценку продаж, чтобы понять средний уровень по рынку и определить, что нашему клиенту можно улучшить, а что необходимо сделать на уровне конкурентов, чтобы соответствовать нормам ниши.
Во время аудита мы подробно общались с отделом продаж и специалистами отдела маркетинга. Это помогло выявить частые запросы и трудности в процессе продаж, а также понять функционал, KPI и мотивацию команды.
Основные блоки аудита включали:
- Углубленный анализ целевой аудитории: понять, как клиенты принимают решения о покупке и какие у них критерии.
- Конкурентный анализ: сильные и слабые стороны конкурентов.
- Анализ лидеров рынка.
- Анализ внутренних показателей клиента.
- Анализ точек контакта и каналов продвижения: сайт, соцсети, рекламные кампании, оффлайн маркетинг и т.д.
- Анализ структуры и функционала текущего подразделения маркетинга.
Как мы в АБ делаем конкурентный анализ:
Результаты
Аудит предоставил четкое понимание направлений роста и сформировал дорожную карту для создания эффективного департамента маркетинга. Мы определили необходимые должности и функционал, что помогло клиенту обрести уверенность в будущем.
Главным результатом стало формирование команды маркетинга для реализации целей компании. Теперь клиент точно знает, кто в отделе маркетинга отвечает за каждый результат, и не нужно углубляться в процессы маркетинга.
Благодаря аудиту, в компанию был приглашен руководитель отдела маркетинга с необходимым опытом и компетенциями. Он взял на себя задачу формирования и управления командой, сняв значительную нагрузку с собственника. Теперь РОМ просто использует итоги аудита для роста компании, что позволяет клиенту постоянно наращивать обороты.
Заключение
Маркетинговый аудит раскрыл слабые и сильные стороны бизнеса нашего клиента и помог создать маркетинговую команду, в которой каждый на своем месте и все четко понимают, какой продукт их деятельности.
В результате компания обрела второе дыхание и получила план по захвату рынка на ближайший год.
Эта история показывает, как профессионально проведенный маркетинговый аудит может изменить траекторию бизнеса.
Используйте наш шаблон аудита, чтобы выявить слабые места и усилить свой бизнес.
С вами была команда АБ. Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход новых полезных статей и материалов:)