Найти тему

Как грузины наказали московского чиновника...

Развалины Академии Икалто
Развалины Академии Икалто

Этот весьма поучительный эпизод поведал мне когда-то мой университетский преподаватель профессор Пётр Яковлевич Крупников. Рассказ о самоуважении народа, об уважительном отношении к прошлому, к базовым ценностям своей национальной истории.

Всё произошло осенью 1968 года, когда историк П.Я.Крупников сопровождал частным образом свою супругу-медика во время её поездки в Тбилиси, для участия в медицинской конференции.

«Так как я интересовался историей Грузии и в частности Ираклием II, правившим Кахетией в XVIII веке, мне предложили съездить в Икалто -- там можно осмотреть руины той Академии, в которой учился Шота Руставели. Остальные в это время отправились в Тбилиси. Моя жена решила ехать со мной в Икалто; я пригласил и профессора Логинова, и он к нам присоединился. Профессор Логинов, ведущий терапевт Министерства здравоохранения СССР, был на конференции, может быть, самой важной фигурой; кроме прочего, от него зависело решение некоторых кадровых и других жизненно важных вопросов.

Доехали до места, в Икалто нас уже ждали, но профессор Логинов отказался выйти из машины. «Развалины? Что я там не видел! Я лучше останусь в машине, отдохну», -- сказал он. Я рискнул позвать его ещё раз, но он остался при своём. Нас провели по музею, показали некоторые старые документы, мы выслушали рассказ о грузинском гении, хотя, правду говоря, почти всё нам было известно и раньше.

Мы сели в машину и отправились в Тбилиси. Вечером в честь участников конференции был дан приём. И ещё до банкета, а также и в ходе его я заметил странную перемену. С Логиновым, который до этого всё время был, что называется, нарасхват, никто теперь не заговаривал. Если он задавал вопрос, ему отвечали, но по собственной инициативе к нему никто не подходил.

Наконец, это заметил и он. Подошёл ко мне: «Пётр Яковлевич, что тут происходит? Они что, не хотят со мной говорить?» -- «Я не знаю. Но попробуйте представить себе, что какой-нибудь грузин или ещё кто приехал в музей Пушкина в Михайловском и сказал бы: “Что там смотреть? Я лучше вздремну!”».

Логинов попросил меня о помощи. Я подошёл к заместителю директора института, который всем там распоряжался, и рассказал о ситуации. «А, он всё-таки почувствовал? Ну, ничего, пусть потерпит ещё минут десять, а потом с ним заговорят». И действительно, десять минут спустя всё пошло обычным порядком.

Меня поразило, насколько солидарны могут быть эти люди. И в неповторимом грузинском гостеприимстве -- тоже. Мы, рижане, имели случай насладиться им в полной мере...

На следующий день я спросил, не могли бы мы съездить на родину Сталина, в Гори. Через несколько минут, взвесив обстоятельства, меня спросили, сколько нас. Все ли рижане тоже хотят поехать? Рижане хотели -- горький опыт Логинова их кое-чему научил…

Последний день в Грузии выдался свободным. Профессора Блюгера пригласили тамошние знакомые, армянская семья. Были позваны и мы. В числе сидевших за столом был дряхлый армянин с длинной бородой, он спросил меня: «Ну и как вам нравятся грузины?» -- «Очень нравятся». -- «Что может нравиться в такой нации?» -- «А что в ней не так?» -- «Хватит только лишь одного: их помещики продавали невинных крепостных девочек туркам в гаремы. Что это за нация, которая так поступает со своими женщинами?» -- «Знаете, как историк я должен уточнить: Они продавали девочек армянским торговцам, а уже те перепродавали их туркам». Тогда почтенный старец отчеканил: «Чужими бабами торговать можно, а своими -- нельзя!!».

Мы гостили и в других домах. В одном вся семья были музыканты, и в нашу честь они исполнили фрагмент настоящей оперы. Словом, там было поистине интересно.

Гостеприимство у грузин -- почти религия, и алтарь этой религии -- стол. Когда я выразил удивление тем, как хорошо их молодёжь знает отечественную историю, мне в ответ было сказано: это потому, что их школой было грузинское застолье, и там именно они запомнили имена всех царей и поэтов.

В этом отношении, как и во многих других, народы не похожи друг на друга. По моим наблюдениям, хорошо знают свою историю еще и армянё, венгры, а вот русская молодежь историю своей страны -- довольно слабо. И латышам за знание родной истории я бы не поставил высший балл. Зато литовцы помнят наизусть имена своих владык. Это вообще сложнейшая проблема -- как исторические знания передаются из поколения в поколение, насколько разносторонне или односторонне это делается. Всего интереснее в этом смысле Германия, где произошла грандиозная переоценка ценностей, силе и глубине которой можно только изумляться, но при всём том, что в отдельных вопросах они ориентируются свободно, историю Германии в целом, историю как таковую знают плохо и немцы».

Такой вот, примечательный рассказ... Выводы делайте сами, мои дорогие читатели.