Уже давно в Латвии на официальном уровне принято демонизировать Победу Красной Армии над нацистской Германией. Каждый год на 9 мая неизменно звучат проклятия в отношении «русских солдат-оккупантов», своей Победой лишивших бедную Латвию и несчастных латышей вожделенной свободы. Нередко звучат и сожаления о том, что Германия не победила в той давней войне. Но что случилось бы в случае этой гипотетической гитлеровской победы? Какие реальные последствия для латышей она бы имела?
Об этих последствиях мы можем судить достаточно определённ, поскольку точно известны замыслы нацистских руководителей относительно будущего территорий, завоёванных немцами на востоке. Речь идёт о знаменитом Generalplan Ost.
Под «Генеральным Планом Ост» современные историки понимают комплекс планов, проектов и докладных записок, посвящённых вопросам заселения т.н. «восточных территорий» (Польши и Советского Союза) в случае победы гитлеровской Германии в войне. Концепция ГПО разрабатывалась на основе нацистской расовой доктрины под патронажем рейхскомиссариата по укреплению германской государственности (RKF), который возглавлял рейхсфюрер СС Гиммлер, и должна была служить теоретическим фундаментом колонизации и германизации оккупированных территорий.
Это достаточно обширный фонд документов, из которого мы выделим то, что касается судеб Эстонии, Латвии и Литвы. Эти три республики сразу же после их оккупации немцами были объединены в рейхскомиссариат «Остланд», куда до 1943 входила также Белоруссия. Этот рейхскомиссариат был подчинён созданному в Берлине 17 июля 1941 года имперскому министерству по делам оккупированных восточных территорий (или попросту «восточному министерству») во главе с одним из ближайших сподвижников Гитлера, ведущим идеологом расизма и колонизаторской политики на Востоке, прибалтийским немцем Альфредом Розенбергом.
Ни о какой будущей самостоятельности латышей, эстонцев и литовцев речь не шла и близко! Гитлеровцы рассматривали их исключительно, как «человеческий материал» для последующего онемечивания. Соответствующее Приложение так и называлось: «Menschenbesatz für die Eindeutschung der eingegliederten Ostgebiete», или «Человеческий материал для онемечивания присоединённых восточных областей». Текст начинается словами:
«Онемечивание можно будет полагать выполненным, когда земля будет передана в немецкие руки для освоения ремесленниками, служащими, чиновниками, старыми рабочими со своими немецкими семьями».
Предполагалось, что к моменту окончания освоения «восточных областей» там будут проживать примерно 2.9 миллиона человек в сельской местности и 4.3 миллиона в городах. Со временем нацисты собирались восточные земли полностью заселить имперскими немцами, но понимали, что немцы не в состоянии так быстро размножиться, чтобы заполнить огромные пространства европейской части СССР. Но и просто присоединить эти земли к Германии вместе с местным населением тоже не считалось возможным. Отсюда идея онемечивания, т.е. полного уничтожения национальной идентичности проживавших здесь народов.
Всё это должно было быть сделано в течение 25-30 лет после победы Германии. Так что латышским и эстонским легионерам ничего не светило за их верную службу «великой Германии». Их судьба чётко и однозначно определялась Generalplan Ost -- оказаться на самом низу социальной лестницы, быть онемеченной прислугой у новых германских господ.
Во всей красе проявлялась идея превращения в немцев некоторой избранной части местных жителей:
«В дальнейшем исходить из того, что из негерманских народностей систематическим отбором и результатами селекции может быть получено: балтийские народности (эстонцы: свыше 50%; латыши: до 50%; литовцы: около 15%) 650 000 -- 750 000»
Больше всех «повезло» эстонцам. Новые господа признавали более половины из них достойными для превращения в немцев. Чуть менее достойными оказались латыши. И совсем плохи дела оказались у «засорённых славянской кровью» литовцев…
Вот письмо Гиммлера от 12 июня 1942 года начальнику штаба имперского комиссариата по вопросам укрепления германской расы бригаденфюреру СС Грайфельту. Касаясь правовых, экономических и территориальных аспектов «Генерального Плана Ост», разработанных в аппарате Грайфельта, Гиммлер в целом выражает одобрение этого документа, который ему «очень понравился». Вместе с тем он пишет: «Мне кажется, что в одном пункте меня неправильно поняли. Этот двадцатилетний план должен включать полное онемечивание Эстонии и Латвии... Я лично убеждён, что это можно сделать... Хуже обстоит дело с Литвой. Здесь мы в меньшей степени можем рассчитывать на онемечивание населения».
Не пригодный для онемечивания прибалтийский «человеческий материал» в соответствии с «Ordnung muss sein» подлежал высылке. Все хорошие и плодородные земли отдаются немцам, а местные жители насильственно переселяются в другие места, где им позволяют производить сельхозпродукцию.
Среди документов, брошенных немцами в 1944 году при отступлении из Риги, обнаружен относящийся к 1942 году меморандум по вопросам обращения с латышами. В этом документе отмечается, что хотя латыши в большинстве по своей расовой субстанции представляют в общем и целом пригодный материал для онемечивания, они по своему национальному складу обладают многими негативными чертами и поэтому требуют настороженного отношения к себе со стороны немцев. Они нуждаются в перевоспитании и до завершения процесса германизации ни в коей мере не могут приравниваться к немцам. По отношению к ним должна проводиться тактика «позитивного отбора». В документе говорится:
«На первое время, латышам нужно закрыть путь к выдвижению, чтобы направить их честолюбивые помыслы на сближение с немецким началом. Добиться этого можно, лишь сделав высшее образование доступным только для немцев или для тех элементов, которые тяготеют ко всему немецкому. Национально мыслящим латышам следует также преграждать путь к занятию высоких чиновничьих должностей. Напротив, в низшем и среднем звене они должны иметь возможность без трудностей зарабатывать хлеб. Народные и средние школы должны быть для них открытыми».
«Национальные устремления латышей нужно поворачивать в сторону безобидной культурной деятельности, и, в частности, в сферу народного искусства (песни, национальные костюмы, традиционные праздничные обряды). Эту национально-культурную самодеятельность следует герметически отгораживать от немецкой культурной и общественнои жизни», -- указывается в этом меморандуме, одобренном руководителем политического отдела рейхскомиссариата «Остланд» Ф.Трампедахом.
Далее: «При всей своей интеллигентности и при всех организаторских способностях латыши в политическом отношении являются незрелыми. Их политическую самостоятельность нужно с самого начала свести к минимуму... Латыши не способны подчинить свою жизнь другим идеалам, кроме как интересам своей выгоды. Используя это качество латышей, мы сможем легко манипулировать ими и тем самым препятствовать их национальному единению. До тех пор, пока не осуществлена ассимиляция, между всем немецким и латышским должна в этой стране проводиться резкая разграничительная черта. Немцы всегда должны держать латышей на расстоянии от себя... Важную роль в онемечивании латышей должна играть их армейская служба... Через десяток лет, а возможно и раньше, онемечивание латышей уже не будет составлять проблему... Высшим принципом обращения с латышами должно быть проведение последовательной линии».
Таким образом, учитывая неукоснительное соблюдение немцами инструкций и регламента, можно предположить, что в случае победы нацистской Германии во Второй мировой войне и установления в Европе гитлеровского «Нового порядка», уже в течении 25-30 послевоенных лет латыши, как нация полностью ПЕРЕСТАВАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ! Речь не только не шла о каких-либо формах «государственности Латвии», но сам латышский народ подлежал полному и безоговорочному исчезновению. Частично через ассимиляцию и превращению в немцев, частично через медленное угасание и вырождение…
Таким образом, ТОЛЬКО ПОБЕДА над нацистской Германией, создавала условия для сохранения латышского языка, культуры, для сохранения самого народа. ТОЛЬКО ПОБЕДА над нацистской Германией создавала предпосылки для последующего возрождения независимой Латвии. И решающий вклад в эту победу внесла Красная Армия.
Можно ненавидеть Советскую власть (и у многих было за что), можно проклинать «русскую оккупацию», но при хорошей, или плохой Советской власти существовала Латвийская ССР, сберегалась государством латышская национальная культура, сохранялось образование всех уровней на латышском языке.
При осуществлении нацистской Германией Generalplan Ost, всё это подлежало безоговорочной ликвидации и тотальному онемечиванию.
Патриоты Латвии, проявите справедливость, пробудите свою совесть – вспомните добром День НАШЕЙ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ над инфернальной нацистской цивилизацией! День 9 мая 1945 года!
«Генеральный план Ост» в вопросах и ответах
Нацистская программа колонизации Прибалтики