Благотворительность Российской империи, прерванная гражданской войной и великими потрясениями, в СССР продолжила существование в основном силами церкви. Самые крупные сборы этого периода пришлись на годы Великой Отечественной войны, в приходах собирали средства на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. Даже в блокадном Ленинграде православные набрали миллион рублей на нужды армии.
Всего за войну по приходам было собрано более 200 миллионов рублей для фронта. Конечно, в сборах участвовали и неверующие тоже. Однако и в мирное время в СССР действовали благотворительные фонды, которые управлялись государством. Например, Детский фонд имени Ленина, Литературный фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, а также «Фонд мира», созданный для нужд многочисленных голодающих в Африке и бездомных в Америке. Как и все остальные формы советской благотворительности — от субботников и «подшефных» учреждений до общественных «касс взаимопомощи» на производствах, фонды представляли собой «добровольно-принудительную» форму отъёма денег у населения.
Возрождение филантропии в России пришлось на начало 1990-х годов, когда активную помощь оказывали иностранные грантодатели и фонды (сегодня они в большинстве своем признаны властями РФ иноагентами). Они спонсировали проекты, поддерживали научных, культурных и социальных работников. Вслед за ними пришли международные «Армия спасения» и «Врачи без границ». Начали появляться российские благотворительные фонды Потанина, Дерипаски и другие.
Первым благотворительным фондом в постсоветском Петербурге стала «Ночлежка», открывшаяся в 1990 году и принявшая активное участие в отмене уголовной ответственности за бродяжничество, попрошайничество и тунеядство. Сейчас в Санкт-Петербурге работает 177 благотворительных фондов.
В 2021 году Россия заняла 67-е место в мировом рейтинге филантропии.
Около трети компаний, представляющих средний и малый бизнес, так или иначе участвуют в благотворительности: помогают деньгами, продукцией, работают на волонтёрских проектах. Для 17% компаний филантропия — часть корпоративной культуры.
В 2023 году, по оценке консалтинговой компании «Frank RG», сумма пожертвований бизнеса составила 245 млрд рублей. После пандемии объём средств на благотворительные цели и КСО вырос на 23% и вернулся к докризисным показателям. В сумме коммерческие компании, государство и частные лица за 2023 год потратили на благотворительность и корпоративную социальную ответственность 360–380 млрд рублей. Такая сумма, к примеру, равна почти половине годового бюджета государственной программы по развитию здравоохранения в 2022 году или четырем бюджетам Федеральной космической программы.
Результат влияния факторов, с которыми столкнулись участники сектора благотворительности в кризисном 2022 году, можно будет оценить на горизонте двух-трех лет. Но уже сейчас ощутимы проблемы, связанные с платежами и переводами (уход платежных систем, прекращение работы ряда платформ для сбора средств, рост стоимости поиска доноров костного мозга). Существенно увеличились расходы на благотворительную деятельность, например, из-за роста стоимости медикаментов. Снижается размер трат на благотворительные цели у частных лиц из-за экономной модели поведения. Бизнес тоже находится в режиме экономии и сбережения ресурсов, что влияет на размеры помощи от компаний. Ещё предстоит ощутить последствия от ухода компаний, оказывающих помощь НКО, с российского рынка, отток персонала из НКО, снижение числа волонтёров. По оценке «Frank RG» и агентства «Philin Philgood», в 2022 году объем финансирования со стороны компаний уже сократился на 30–40%.
Но эксперты видят и позитивные моменты: отмену плановых проверок, налоговые послабления в рамках поддержки экономики страны в условиях санкций. Грантовая поддержка государством также сохраняется на прежнем уровне.
Влияет на ситуацию и психологический аспект: для ряда состоятельных людей увеличение размера трат на благотворительные цели стало способом борьбы со стрессом.
В целом фонды и НКО стали меньше рассчитывать на поддержку от частных лиц и больше надеются на государство — в частности, вырос спрос на грантовую поддержку. Также НКО стремятся не менять объемы помощи для своих подопечных, однако сокращают или откладывают финансирование системных проектов. Несмотря на то, что отрасли приходится существовать в условиях острого кризиса, она поступательно адаптируется к новой санкционной реальности.
Центр «Мастер ОК» с уверенностью смотрит в будущее, потому что мы уверены – трудные времена проходят, главное не сидеть сложа руки, а продолжать работать.
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.
Расскажите об этом своим друзьям и близким, нам важен охват аудитории, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями смогли найти своё профессиональное призвание, повысили личное благополучие и уровень жизни себя и своей семьи.
Вы можете поддержать деятельность нашей команды. Любая помощь важна, любое участие делает наш мир немного лучше.
Подписывайтесь на наш канал в «Дзене» и на наше сообщество в VK. Следите за новостями Центра «Мастер ОК», мы много работаем и развиваемся!