Найти в Дзене
Словесный бардачок

ОГЭ по русскому языку. Около 10% выпускников не справляются с экзаменом

5-го июля был последний день пересдачи ЕГЭ. Но о ЕГЭ мы позже поглубже поговорим со специалистом, а сегодня у меня получилось небольшое эссе, поводом к которому стала итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе.

Статистика по итогам ОГЭ какая-то особо засекреченная. Вот что удалось найти. Сначала за прошлый год.

В 2023 году ОГЭ сдавали 500 тысяч девятиклассников (данные сильно округлены). По итогам:
«5» — 100 тысяч учеников
«4» — 150 тысяч учеников
«3» — 150 тысяч учеников
«2» — 50 тысяч учеников.

Получается, 10% не справились! А вы говорите, ЕГЭ/ОГЭ — это легко… В 2023 году «отличилась» Новосибирская область. Она оказалась среди худших регионов по показателям. Средний балл по русскому языку на ОГЭ составил 3,7.

Сравним теперь с имеющимися по Новосибирской области данными за 2024 год:

20% не справились с ОГЭ по математике (в 2023 году этот показатель составлял 34,58%).
9% не справились с ОГЭ по русскому языку.
49% сдали ОГЭ на «4» и «5».
Тех, кто сдал русский язык на «5», стало меньше, чем в 2023 году.

Честно говоря, результаты удручают. Обязательное образование никто не отменял, порку учителей за четвертные и годовые двойки тоже никто не отменял, в результате мы имеем показуху в течение 9 лет учебы с отсутствием второгодников, а по итогам ОГЭ мы получаем объективные данные об уровне знаний девятиклассников.

Я больше работала с 10-11 классами и с ЕГЭ, но, когда вводили ОГЭ, помню, что дети писали его в своих школах. В отличие от ЕГЭ, который сразу сдавали в ППЭ, расположенных не в своих школах. Теперь ОГЭ в своих школах давно не сдают. Ну и хорошо. Не буду углубляться в тему места проведения ОГЭ. По существу статьи это ничего не меняет.

-2

По репетиторскому опыту все чаще сталкиваюсь с семиклассниками и восьмиклассниками, которые не знают падежных вопросов, не различают части речи, совершенно не видят состав слова. При этом они как-то переходят из класса в класс. «Проходят» причастие, деепричастие, категорию состояния, типы сказуемых, обособленные определения и прочие непростые темы. Проходят… мимо.

И вот в свете всего вот этого разговор о форме экзамена не кажется мне принципиально важным. Ну хорошо, не сдавших экзамен станет меньше, ведь родной преподаватель всегда поможет получить троечку, лишь бы не было проблем. Да и с родителями не придется объясняться. Они-то, родители, думают, что вы необъективно относитесь, а их ребенок заслуживает четверки. По крайней мере, они не всегда верят словам учителя в течение всех лет обучения, что ребенок на тройку не знает. Как не знает, если у него за все годы тройка и ни одной двойки за четверть не было?!

Так вот, заменив ОГЭ на другую форму ГИА, мы не решим проблему плохого образования. Проблема комплексная. Я не хочу винить только школу. Менять надо сам подход к образованию. Надо связать качество образования с личностью учителя. Не с формой мониторинга знаний (ой, простите, компетенций), не с изобретением все новых показателей качества образования.

Кто кричит о вреде ЕГЭ? Тот, кто сам мало проработал в образовании или совсем не работал. Кто оценивает квалификацию учителя? Зачастую молодые бюрократы, не имеющие опыта практической педагогической деятельности.

-3

В центре всего процесса образования стоит не методист, не бюрократ, не разработчик ВПР из обрнадзора, а учитель. Просто развяжите ему руки.

Принципиальный учитель, не желающий участвовать в системе вранья о качестве образования и имеющий в своем арсенале в системе четвертной и годовой аттестации «двойку», сталкивается с массой проблем с администрацией школы, с родителями, с коллегами. Его считают монстром и злыднем. (Такие тоже бывают, конечно.) Но в итоге постепенно «тройка» у такого учителя становится действительно «тройкой», а не «три пишем, два в уме». Потому что ученик знает, что просто за красивые глазки ему эту «тройку» не поставят.

Если говорить о русском языке (по ежегодным опросам большинство учеников называют русский язык самым сложным предметом в школе), то с ним в преподавании все давно отработано: есть прекрасная методика, есть хорошие учебники, проверенные временем, есть система упражнений. А если что и не так, то учитель знает все подводные камни в подаче материала и в упражнениях, у него достаточно своих методических материалов. Он способен научить даже слабых учеников русскому языку на уровне твердой или не очень твердой тройки.

Но есть проблемы, которые учитель решить не может. Это наполняемость классов, это ворох бумаг, это давление на учителя, это недостаточное оснащение ТСО, это бесконечное перетряхивание из пустого в порожнее: то ЗУНы, то компетенции… Дети тоже изменились. Информационная среда совсем другая. Но, с другой стороны, дети из поколения в поколение меняются, и среда тоже меняется. Как бы то ни было, учитель для всех (администрации, родителей, детей) остается виноватым. Как говорят в школах: если ребенок хорошо учится, это хорошее воспитание в семье, заслуга родителей, а если ребенок не справляется с учебой, это учитель виноват.

-4

Конечно, не все так плохо. Есть 90% девятиклассников, успешно осваивающих программу, и есть учителя-сподвижники, которые работают и будут работать по призванию, вопреки всему и несмотря ни на что. И если бы учителю повышали квалификацию не по составленным им самим (или кем-то другим по заказу учителя) красивым творческим самоанализам и отчетам, а по результатам посещения его уроков, мотивация у учителя была бы другой, он бы тратил время на другие, более полезные для преподавания вещи. На уроке учитель как на ладони: и его компетентность, и его методическая подготовка, и его системность в работе, и его личность, и его интеллект, и его стереотипность или творческий подход, и его объективность, и его отношения с учениками и проч. А выдумывать разные формы мониторинга качества образования и итоговой аттестации можно сколько угодно, но это не улучшит и не ухудшит качества образования.

Вообще-то я обычно на позитиве и конструктиве, но тут местами желчно получилось. Ну что ж, значит, так. Сильно уж сотрясает метаниями наше консервативное образование. Как говорится, образование не может жить в обществе и быть свободным от общества. Главное, чтобы организаторы педагогического процесса в масштабах всего государства вспоминали почаще, что будущее общества по большей части зависит от образования.

А вы как считаете, насколько зависит качество образования от формы экзамена?

Автор: Софья Мулеева (Романенко)

Благодарочка за дочитывание!

Больше статей о русском языке в школе читайте в подборке «Школьная грамматика»

Подписывайтесь на «Словесный бардачок/Записки редактора», если хотите больше знать о книжных и киноновинках, культуре речи, истории русского языка и редактировании художественных текстов.