… Тем судьбоносным июнем 1762-го он успевал везде.
В центре переворота
Примчался в Петергоф к Екатерине с вестью: их заговор раскрыт, медлить нельзя. Екатерина, ожидая опостылевшего мужа, чтобы кисло отметить день святых Петра и Павла, села в карету и полетела с посланцем в Петербург - свергать Петра III. Когда наивный муж прикатил в Петергоф, жены след простыл. Петр, чуя неладное, метнулся в Кронштадт – там уже присягнули Екатерине. В Петербурге то же самое сделали гвардия, Сенат и Синод. Все кончено: павший духом император потащился в Ораниенбаум.
А он снова тут как тут – с караулом гвардейцев. Переворот удался, свергнутому Петру указано ехать в Ропшу. Его главный конвоир – тот самый вездесущий 25-летний Алексей Орлов, один из пяти братьев, что, похоже, словили удачу, посадив на престол умную немку.
Алехан – его гвардейская кличка; лихая, нагловатая, как он сам. Красавец-богатырь Орлов косится на съежившегося под ударом судьбы Петра Федоровича: всем его жалко, только не Алехану. Хилый уродец всхлипывает, утирает рукавом слезы, клянчит – «оставьте Лизавету со мной, именем господа милосердного заклинаю!» За пассию просит, Лизку Воронцову. Разнюнился. А еще месяца не прошло, как при гостях иностранных обозвал жену Екатерину «дурой». По-французски, так чтоб гости поняли… За полгода на троне всем осточертел злодей.
Алексей Орлов, пряча улыбку, следит за тем, как «голштинский выродок» подписывает акт об отречении от престола.
Убийца
Неделю спустя Алехан, князь Федор Барятинский, актер Федор Волков (тот самый, основатель русского театра) и отрекшийся царь сидят в Ропше за столом, пьют, режутся в карты (присутствие Волкова странно, до сих пор неясно, почему его включили в круг охранников Петра - МТ). Попойка кончается тем, что Алехан протыкает экс-императора вилкой; тот испускает дух.
В Петербург Екатерине летит записка от Орлова – дескать, не дрейфь, матушка, дело сделано; «мы были пьяны, и он тоже. Он заспорил за столом с князем Федором. Не успели мы разнять, а его уже не стало». Неясно из записки, кто нанес Петру смертельный удар – Алехан спихнул вину на Барятинского?
Но дело даже не в том: записку считают подделкой – тем более, оригинал не сохранился. И ставят под сомнение участие Алексея Орлова в убийстве Петра III. Тогда за что сразу после коронации Екатерина II осыпала милостями всю «стражу» покойника?
Екатерина велит вскрыть тело супруга; находят дефекты сердца, признаки апоплексии. Еще страдалец мучился геморроем; жестокие колики, усиленные вином и поносом, добили бывшее величество. Такова официальная версия.
Петр III не успел короноваться, а потому, утешаются мятежники, правил не совсем законно. Его хоронят на задворках Лавры, без почестей. Екатерина ведет себя правильно: идет проститься. Берет с собой 8-летнего Павла или нет? Тот отца плохо знал - Петр сыном почти не занимался…
Расплата
Павел подрастает – ба-а, как похож на папу усопшего. И лицом, и нравом. Они с матерью-императрицей – чужие люди; та держит цесаревича подальше от политики и прикидывает, как передать престол через нелюбимого сына сразу любимому внуку Александру.
Часто Павел вспоминает почти незнакомого ему отца? Как знать. Но план мести у него в голове зреет; только б корону получить…
1796 год. Умирает Екатерина. 42-летний Павел Петрович встает во главе России. Возвращает из ссылки Радищева, освобождает Новикова и злостного мятежника Костюшко. Накось тебе, матушка!
Это не все – главное впереди. Отец умер некоронованным? Устроим ему коронацию, 34 года спустя. Церемония знатная: гроб с останками Петра несут из Лавры в Зимний. Впереди процессии – знакомые все лица: Алехан, убеленный сединами, но все еще стройный, держит в замерзших руках Большую императорскую корону. Так велел Павел I. Очевидец вспоминал: получив этот приказ, граф «зашел в темный угол и взрыд плакал. С трудом отыскали». Отлились Орлову слезы несчастного Петра Федоровича.
По версии В. Пикуля, самолюбивому Алехану пришлось и череп покойного лобызать. Край унижения. Сам Павел I водрузил на голое отцовское чело корону. Прах Петра III вместе останками свежеумершей Екатерины II захоронили рядышком в Петропавловском соборе. Униженный Орлов подался за границу – зализывать душевные раны да грустить о прошлом.
Вот были годы! Громил турецкий флот, орденами грудь увешивал, пустился в любовную авантюру с княжной Таракановой – выманил-таки самозванку в Россию; привил землякам страсть к цыганскому пению, вывел роскошную породу орловских рысаков… И что дальше?
Жил граф на чужбине 5 лет – пока Павла не придушили. Его сын Александр вернул изгнанника в Россию; тот дотягивал век в Москве, умер в 1807-м, 73-летним. Пережил всех своих братьев, кроме самого младшего, Владимира.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки
На обложке: А. Орлов после Чесменского сражения