Специалисты этой службы не сеют и не пашут, но от их работы тоже зависит, какой урожай получит сельский труженик. На протяжении 60 лет Самарская агрохимическая станция изучает земли региона и предоставляет рекомендации по их возделыванию.
Знатоки почвы
Вездеход – на поле! Но в этом случае – не во вред сельхозпроизводству, а на пользу. Так происходит отбор пробы почвы. Специальный прибор автоматически погружается в грунт на 25 см и достает образец. Это самый плодородный слой и самый корнеобитаемый. Оттуда получает питание большинство сельхозкультур. Случайности и ошибки при определении образцов исключены.
– Поле предварительно оцифровывается – делится на квадраты, элементарные участки, которым дается свой номер. На каждом делаем 20 остановок и производим отборы почвы. На GPS-навигаторе фиксируем, откуда взята проба. Потом складываем в мешочек вместе с квитком, чтобы в лаборатории при исследовании знали, откуда этот образец, – поясняет агрохимик станции Алексей Дюдюкин.
Агрохимическая станция обследование полей проводит с 1964 года в рамках государственного задания. Еще недавно такие отборы проб делались вручную, без точной привязки к местности. Размеры и положение элементарного участка ставились на глаз. Это сказывалось на сравнении показателей по разным годам: погрешность составляла десятки метров. Сегодня коллектив из 70 человек, используя современные технологии, обслуживает все 27 районов региона.
– Наша станция была создана для того, чтобы полностью обследовать область в пятилетний срок. Все мощности спроектированы и заложены для проведения такого объема работ. В год нам надо оценить площадь порядка 550–600 тыс. га. В прошлом году было обследовано только 220 тыс. га, – говорит Сергей Обущенко, директор Самарской станции агрохимической службы. – Мы готовы делать больше, но все упирается в то, что земля в частной собственности, и по закону именно собственник отвечает за сохранность полей. Обследование, как правило, заказывают успешные предприятия, которые получают высокие урожаи, работают с удобрениями, внедряют новые технологии. Сложнее всего с небольшими хозяйствами, которые не делают анализов, объясняя отсутствием средств. Хотя стоимость обследования – 98 рублей за гектар.
Дефицит на гумус
Что внести в почву, чтобы получить больше и при этом не навредить, смогут рассказать специалисты в лаборатории. Около двух недель они проводят исследования: образцы перебирают, измельчают, высушивают, проверяют на химические реакции. Итоговые показатели собирают в подробный агрохимический паспорт каждого поля. Это важный документ, куда входит картограмма. Без нее аграрий работает вслепую. Есть и электронная версия, которую можно использовать в работе высокотехнологичной техники, чтобы точечно вносить подкормки и проводить обработки.
– Одним из основных параметров считается содержание гумуса. Затем макроэлементов: фосфора, калия, серы. А также микроэлементов: цинка, кобальта, железа. Важным является наличие или превышение доз тяжелых металлов и радионуклидов. По последним параметрам наш регион является благополучным, – поясняет Сергей Обущенко.
А вот по поводу снижения уровня гумуса на землях региона служба бьет тревогу. Сегодня применяются интенсивные технологии земледелия, используются высокоурожайные сорта и гибриды, которые позволяют получать урожаи до 100 ц/га. Однако в результате выносится много питательных веществ с полей. 160 лет назад русский почвовед Василий Докучаев на волжских берегах определил уровень гумуса 16–14%. Сегодня он опустился значительно ниже.
– При снижении показателя до критических величин – меньше 1,5% – гумус практически не восстанавливается. Сегодня уже необходимо принимать меры, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию почвы. И главное – применять их для воспроизводства почвенного плодородия. Чтобы привести все в норму, надо компенсировать утрату питательных веществ путем внесения органических и минеральных удобрений и, конечно, соблюдением севооборота. Почва является таким субстратом, который может улучшаться до бесконечности, – уверен директор агрохимстанции.
Удобрения – в меру, чтобы не навредить плодородию почвы и подкормить посевы. Сколько и что надо внести, расшифровывают и рекомендуют специалисты в агрохимическом паспорте. Дефицит питательных веществ лучше всего восполняет органика – навоз сельскохозяйственных животных, сидераты, растительные пожнивные остатки. Минеральные удобрения доставляют питание растению в легко доступной форме.
– Внесение минеральных удобрений сейчас увеличивается, но по-прежнему пока недостаточно – в 3–4 раза меньше, чем надо по научно обоснованным нормам. Но уже это приводит к положительным результатам. Если у нас валовой сбор зерна еще лет 5–7 назад был на уровне 1,5 млн т, то сейчас стабильно около 2,7 млн т. Применение минеральных удобрений способствует балансу питательных веществ, а также является одним из важных факторов получения качественного урожая. Можно получить большой урожай, но пятого класса. Применение подкормки в нужное время в нужном количестве позволит получить третьего, второго класса зерно, которое высоко ценится и очень востребовано на рынке, – считает Сергей Обущенко.
Сохранить землю для потомков
В компании «Сев-07» уже давно дали зеленый свет науке и передовым технологиям. В основе их земледелия – регулярный контроль за состоянием полей. Здесь с периодичностью в пять лет проводят агрохимическое обследование.
– Смотрим уровень гумуса, следим за наличием макроэлементов. Важно, чтобы показатели плодородия почвы, его потенциал сохранялись. Мы должны оставить для потомков не выжженное поле, а цветущий сад. Поэтому основательно работаем с минеральным питанием, высеваем промежуточные культуры или сидераты, – рассказывает главный агроном предприятия Александр Манухин.
Хозяйство обрабатывает 14,1 тыс. га. Из этой площади 10 тыс. га под орошением. На богаре используется трехпольный севооборот – подсолнечник, ячмень и озимая пшеница.
– Со временем планируем на всей площади провести орошение. У нас уже сейчас представлены круговые машины, фронтальные, барабанные, а также подпочвенный капельный полив. Под «каплей» третий год выращиваем сою, кукурузу и яровую твердую пшеницу. В прошлом году впервые посеяли под орошение озимую твердую пшеницу, – делится специалист.
«Палку воткнешь, и та зацветет» – такой особенностью всегда отличался самарский чернозем. Но сегодня аграриям нужно больше придерживаться другой народной мудрости – «Кто землю лелеет, того и земля жалеет». Только для этого требуются знания, которыми владеет агрохимическая служба. Достаточно их грамотно применить, и результат не заставит долго ждать.
Татьяна Давыдова
Фото Евгения Литвинова