Ребенок не говорит? Музыка может помочь.
«Сейчас мы уже знаем, что речь формируется в эмоционально обогащенной интерактивной среде. Иными словами - речь формируется лишь в том окружении, с кем ребенку интересно!» (из книги «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом» Салли Дж. Роджерс 2016 г.)
Однажды ко мне привели 3-х летнюю девочку Софию с двумя справками от разных специалистов об аутизме. Девочка не разговаривала. На первом же занятии я включила ей свои песни, и девочка начала внимательно слушать, а затем обнимать меня. Через 2 месяца занятий она говорила сложные слова «памперс», «гулять». С неё сняли диагноз Аутизм.
Мальчик Артемий в 2 года говорил только 4 слова. За полтора месяца занятий с мамой по специальным логопедическим песням он начал говорить фразами «Где муха?», «Кто там?»
И таких случаев в моей практике тысячи. Что это за чудо-песни, и как они влияют на появление речи? Я логопед, специалист по запуску речи, музыкант, педагог со стажем 20 лет. Я веду Ютуб канал, Инстаграм, ТикТок – общая аудитория 700 000 человек. 15 000 учеников прошли мои программы. В своих курсах я работаю через музыку и песни. Когда я была музыкантом в детском саду, я работала с детьми в возрасте 18-24 месяцев. Какие-то дети говорили, какие-то нет. Я начинала заниматься с ними через специальные логопедические песни. Удивительно, но дети, которые не говорили, начинали подпевать.
Как работает эта методика:
1. Музыка помогает сосредоточить внимание на речи. Ребенку интересно слушать и смотреть на взрослого человека, который поет. Все его внимание сконцентрировано на музыке и человеке, который занимается с ребёнком. Когда ребёнок слышит музыку, он начинает вслушиваться, что играет, какая песня, тело начинает само пританцовывать.
2. Песня помогает научить подражанию. Ребёнок включается, начинает двигаться под музыку. Очень важно взрослому направить ребенка, показать движения руками, ногами, туловищем. Ребенок пытается повторить движения и слова песни, а по сути ребенок учится управлять своей крупной моторикой. И самое важное, малыш учится подражать взрослому — это первый шаг к появлению речи. Мы знаем, что сосредоточение внимание и подражание это самое важное, что необходимо для любого обучения, в том числе и для навыка говорения. Если мы захватим внимание любого ребенка и вызовем у него желание подражать нам, играть с нами, это даст нам возможность вложить в него новые умения и навыки.
3. Музыка активизирует не только отдел мозга по анализу звука, но и центры, которые отвечают за эмоции, движения и память. Музыка усиливает память, дети лучше запоминают слова, если они произносятся не просто в стихах, но положены на музыку. Вот почему, когда песня заканчивается, мелодия и ритм звучат в нашей памяти. Песни всплывают в голове у ребенка, если в песне самые простые, повторяющиеся слова, Например, как в моей песне: «Иди, иди, иди, стоп». Здесь мы поем и играем с ребенком. Он запоминает движение, мелодию, ритм, и слова. Начинает подражать в действиях, а затем и в словах. Через такие песни появляются новые слова.
Подходят ли любые песни для запуска речи? Конечно, нет. Ведь мелодия, темп, ритм должны соответствовать возрасту ребенка, а первые слова, которые часто повторяются в песнях, я подбирала в соответствии с речевым онтогенезом. Нельзя взять любую песню и ожидать, что она поможет ребенку заговорить. Но если сделать ярко, интересно, не сложно, учитывая все вышеперечисленные принципы, то можно создать упражнения под музыку для появления новых слов. Это и будут песни для запуска речи.
Разберем, мою песню «Би-би-би-би-би, кто приехал к нам? Это мама, мама, мама. Это мама, моя мама» Здесь учим с ребенком «би-би» и «мама». Идем от самого простого к сложному, постепенно даем слова сложнее. Маме просто нужно запомнить мелодию и несколько простых слов. Я рекомендую родителям повторять в быту, в играх, в ванной, на прогулке эти песни. И ребенок, даже самый непоседливый, начинает повторять слова за мамой. А значит, улучшается его внимание, память, навыки имитации и конечно появляются новые слова.
Важно родителям понимать, что самый любимый звук для ребенка, это голос его папы и мамы. И поэтому, я рекомендую включать песни максимум на 10 минут, но остальное время петь самим, чтобы папа и мама пели ребенку, играли с ним в эти песни.
Я рекомендую родителям работать через любимые игрушки ребёнка, но пропевать в играх куплет одной из моих обучающих песен. Делать это нужно опустившись на уровень глаз ребенка, чтобы малыш видел лицо родителей, чтобы видел речевой аппарат, откуда исходят звуки. И неважно, насколько точно попадают в ноты папа и мама. Важны положительные эмоции, важно полное вовлечение родителей в процесс запуска речи через песни. Важно, чтобы родители взяли ответственность за развитие речи ребёнка, а не просто надеялись на урок у логопеда 2 раза в неделю, или на «волшебную таблетку» для появления речи у невролога. Простые песни и простые упражнения всего несколько минут в день творят чудеса в развитии и запуске речи у неговорящих детей. Нужно просто делать эти маленькие шаги и они приведут к большому результату.
Родители детей от 18 месяцев до 5 лет работают так, как я им рекомендую, и их дети начинают говорить через логопесни по этой методике. Если ваш ребёнок не говорит, не опускайте руки и попробуйте заниматься через музыку. У вас всё получится.
А если хотите понять, как это делать так, чтобы был результат, жду вас на своем бесплатном открытом уроке. Регистрируйтесь по ссылке⬇️
https://alena-vasileva.ru/urok-1
Ребенок не говорит? Музыка может помочь.
2 июля 20242 июл 2024
112
4 мин
1