Самый популярный сценарий развития современного ребенка следующий.
Вот он растет, посещает кружки и секции, учится с удовольствием или просто под контролем. Но по мере развития сознания, появляется собственное, автономное психологическое пространство. Для подростка отстаивание его границ становится особенно важным.
Ученые это явление определяют, как «субъективизированная среда». Хотя родителю становится сразу понятен следующий образ. Когда дачный поселок разделен на отдельные участки, и ты на своем хозяин – делаешь то, что хочешь и о чем мечтаешь. Кто-то цветы сажает, кто-то картошку.
Так вот подросток отделяет границы своего личного и физического пространства. Как бы отгораживается.
Его сознание становится субъектным – то есть автономным.
На своем участке он хочет жить в соответствии со своими принципами, смыслами, ценностями и целями. Не нашими.
Родители же этот процесс видят иначе.
Он(а) отдалился(ась), ведет себя, как чужой человек в доме. Где этот жизнерадостный ребенок, который наполнял счастьем маму и папу? То и дело искрит, как щиток с электричеством. Вот эти искры появляются только тогда, когда взрослый нарушает границы, но не чувствует этого.
А как часто мы буквально селимся на чужом участке, раздавая советы, что надо делать, а что нет? Время, когда все наши слова попадали в сознание и принимались, как неоспоримый факт, закончилось в десять лет.
Сейчас каждое действие пропускается через фильтр критического мышления. И часто этот контроль не проходит. Наши слова и наставления уже не актуальны.
Многие же, только понимают, что перед ними далекий от их ценностей человек. И ввязываются активно его «перевоспитывать». В том числе, борясь с онлайн увлечениями всеми возможными средствами. В том числе силовыми.
Мы как бы приходим на чужой огород и требуем: «Не сажай цветы, ты должен сажать картошку, я так сказал(а)!!!» Или традиционное: «Не играй в эти бестолковые игры, тебе учиться, поступать и т.д. А то накажу!»
Кому это понравится?
Ровно так же дети чаще всего реагируют и на другие запреты – пирсинги, татуировки. Очень агрессивно, со словами: «Да ты вообще ничего не понимаешь! Громко хлопают дверью своей комнаты и усаживается за экран»
И вот в этих точках стратегически важно не переходить со своим ребенком на следующий уровень – бесконечной вражды.
Потому что в этом случае семья попадает на очень тонкий лед, который в общем можно обозначить, как конфликт навязывания стиля жизни. Только по этой причине мы получаем жесткий отпор на запреты.
Чем ожесточеннее в семье борьба, тем больше эта зона турбулентности. А значит сложнее и нее выходить. И, как правило, больше признаков девиантного поведения, если семейная система не меняется.
Чувство ненужности
Когда мы боремся, не принимаем индивидуальность и интересы своих детей, то они постепенно отдаляются. Родителям обычно некогда. Весь мир делиться на хорошо и плохо. Где должен уроки делать и стараться, а играть – нет.
Вот эту часть личности, которая хочет тусоваться и осваивать цифровой мир мы, как правило, не принимаем.
Подросток же воспринимает это как отсутствие любви, непонимание. Ребенка заполняют переживания из-за его «ненужности». И чем больше мы конфликтуем, тем сильнее вовлечение в цифровую среду
Ощущение внутренней пустоты
После очередного скандала подросток в очередной раз убеждается6 что какой-то он не такой, плохой. Никто его не понимает и в серьез не рассматривает. Скорее ненавидят, раз так агрессивно общаются.
Хлопнув дверью и оставшись наедине с собой и против мира, «чувство ненужности» приводит к появлению внутренней пустоты. Которую обязательно нужно заполнить. И тут появляется новое, виртуальное «Я» – герой, борец за идею, человек, которого признают и ценят окружающие.
Все, психологическое пространство от родителя уже закрыто. Мы же пытаемся достучаться. Но безуспешно. Вот к чему приводит конфликт навязывания стиля жизни.
Вопрос доверия
По мере нарастания конфликтов, и жизни растворяется близость и доверие. Ребенок и так отдаляется. Но во многих случаях, где появляется проблема интернет зависимости, тинейджер убежден в том, что его предали и обманули. И теперь он как бы страхует себя от отрицательных эмоций.
В такой семье нет комфорта. Тебя постоянно пресуют. На твой участок лезут с требованиями. И планами построить дом то тому проекту, который хочется родителям. Вот так дети воспринимают наше: «Должен учиться, и не должен в компьютере сидеть!»
Мы просто теряем доверие, привязанность.
По большому счету происходит следующее: взрослые ввязываются в конфликт, навязывают стиль жизни. С ними начинают активно бороться. Чаще всего уже появляются проблемы в поведении. Мы переходим на новый виток эскалации.
И эта турбулентность в отношениях с близкими, их непринятие, отсутствие любви и уважения, разговор, как с маленьким ребенком и является причиной ухода из реальной жизни в виртуальную.
И дальше проще реализовать свой потенциал в компьютерной игре, чем подчиняться и делать то, что ты сам пока что не решил. Бороться и что-то доказывать людям, которые требуют того, что они сами хотят, никто не стремиться.
Как правило неспособность грамотно выстраивать взаимоотношения в семье приводит к тому, что и с социумом возникают, но не решаются проблемы. Это является дополнительным фактором, влияющим на то, что подросток «зависает онлайн и вообще ничего не хочет».
По большому счету свой отдельный мир такому ребенку удалось построить только в сети. И он так полновластный хозяин, на своей отдельной территории. А в семье его личность никто не видит. Одни сплошные конфликты. Главный из которых – навязывания стиля жизни. Где, естественно, не место цифровым увлечениям, хотя это очень важная часть для любого представителя поколения.
Чаще всего подросток создает свой мир. А стиль жизни своих родителей не признает. Это такой этап взросления и отделения. Нужно просто помогать планировать, что сын или дочь сам(а) мечтает на своей территории построить. К чему стремиться и кем стать? И да, частью этой жизни будут и любимые гаджеты, и компьютер, и все остальные технологии. Которые ваш ребенок просто заберет во взрослую жизнь. Вместе с полезными привычками как этим всем управлять, если грамотно подойти к вопросу.
Не навязывайте свой стиль жизни, позвольте иметь и выстраивать собственный мир. Ту самую «субъективизированую среду», где личность принимает решения и отвечает за них.
Закономерный вопрос, что делать с пирсингом и татуировками?
У каждого поступка есть своя цена и последствия. В негативном раскладе это гепатиты, заражения. Или невозможность обучения из-за особенностей "обновленной" внешности. Цена этого импульсивного решения может быть очень большой и отразиться на всю будущую жизнь. Если взрослый является авторитетом, то его послушают. И согласятся. Обращайтесь к думающей, способной к анализу части личности.