Найти тему

Рельсовый автобус РА2-007 "Нерпочка"

РА2 (Рельсовый Автобус, тип 2) - серия дизельного МВПС, производившегося заводом ОАО «Метровагонмаш» до 2015 года. Представляет собой дальнейшее развитие серии РА1, в отличие от которой используется в составе от двух до четырёх вагонов.

РА2 создан для пассажирских перевозок на участках неэлектрифицированных железнодорожных путей с интенсивным пассажиропотоком, а также для пригородного и межрегионального сообщения. Представляет собой состав постоянного формирования.

Составы РА2 имеют трёхзначную нумерацию (начиная с 001), при этом каждый вагон состава имеет свой номер в пятизначном формате, где первые три цифры - номер состава, последние две - номер вагона: 01 и 02 - головные; 03 и т. д. - промежуточные (например, РА2−00701 - головной вагон состава РА2-007).

-2

Всего построено около 120 составов РА2 в различных вариантах исполнения. Семейство РА2 представлено четырьмя моделями: модель 750.05, модель 731.55, модель 750.05-30 и модель модель 750.05-20.

Исторически первой моделью была версия 750.05. Первый образец РА2-001был построен в 2005 году в трехвагонной составности: два головных моторных и один промежуточный моторный (ГМ+ПМ+ГМ). После проведения испытаний на экспериментальном кольце с промежуточного вагона был снят двигатель; в такой составности (ГМ+ПБ+ГМ) машина поступила в эксплуатацию. Далее промежуточные вагоны РА2 выпускались только безмоторными.

-3

Основная составность РА2 модели 750.05 - два головных моторных вагона и один прицепной безмоторный (ГМ+ПБ+ГМ). Также допускаются составности ГМ+ГМ и ГМ+ПБ+ПБ+ГМ. Система управления обеспечивает совместную эксплуатацию двух трёхвагонных составов. Кузов рельсового автобуса цельнометаллический, выполненный из нержавеющей стали, с теплоизоляцией.

Поезд трехвагонного состава вмещает до 222 пассажиров. Тамбуры оборудованы дверями прислонно-сдвижного типа с управлением от кнопок. Выдвижная подножка обеспечивает возможность посадки пассажиров с низких платформ. В головных вагонах имеется по одному выходу посередине. В прицепных вагонах имеется по два выхода по краям вагона. Для перехода пассажиров из вагона в вагон на торцевых стенах вагона установлены межвагонные переходы и двери. В головных вагонах установлены биотуалеты.

-4

Кузов опирается на две двухосные тележки. Одна из тележек вагона ГМ является моторной. Для повышения плавности хода центральное подвешивание выполнено пневматическим. Между вагонами установлены беззазорные сцепные устройства, на лобовых частях головных вагонов - автосцепки СА-3.

На головных вагонах рельсового автобуса устанавливается силовой модуль PowerPack MTU (Германия), состоящий из дизельного двигателя MTU, гидропередачи Voith с гидрозамедлителем и смонтированных с ними в едином модуле генератора, воздушного компрессора, системы охлаждения, глушителя. Силовой модуль и обслуживающие системы смонтированы под полом вагона.

-5

Внешне модель 750.05 отличается от более поздних вариантов наличием гофр на бортах вагонов и конструкцией межвагонных переходов, напоминающей конструкцию переходов электропоездов ЭР. Всего в 2005-2007 годах было построено около 30 составов этой модели.

Листайте вправо для просмотра галереи:

Один из таких составов с 09.06.2023 курсирует по маршруту Слюдянка - Байкал. Данный маршрут - тупиковая ветка Кругобайкальской железной дороги, используемая сейчас по большей степени в туристических целях, как памятник технического и архитектурного прогресса начала XX века.

Кстати на канале есть отдельная подборка фото и видео о путешествии по КБЖД. Переходите по ссылке, если пропустили.
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) | Железнодорожный моделизм | Дзен

РА2-007 был построен в двухвагонной составности в январе 2006 года. В 2007 году получил прицепной вагон с номером 00703. С завода поезд поступил в депо Новомосковск-I, далее эксплуатировался в депо Иркутск-Сортировочный, возвращался в Новомосковск-I, ненадолго съездил в Калининград, после чего в 2023 году приехал на станцию Слюдянка.

На ВСЖД РА2-007 получил оригинальную раскраску и собственное имя "Нерпочка". Собственно так его называют и местные жители и многочисленные туристы, которым посчастливилось прокатиться на нем. Вместе с "Мотаней" (обычного поезда, состоящего из маневрового тепловоза и пары-тройки плацкартных вагонов), также курсирующей по маршруту Слюдянка - Байкал, "Нерпочка" ежедневно перевозит туристов и местных жителей вдоль юго-западного берега от станции Слюдянка, до станции Байкал (об этой станции на канале будет отдельная публикация).

Модель РА2 в масштабе 1:87, к сожалению, серийно не выпускается. А между тем среди тех, кто хотя бы раз проехался на "Нерпочке" вдоль живописного побережья Байкала, через сеть уникальных тоннелей и мостов, построенных гениями инженерной мысли, наверняка нашлось бы немало желающих приобрести и оставить на память модель рельсового автобуса, на котором прошла эта часть незабываемого путешествия.

Впрочем возможно однажды такая возможность и появится? С учетом того, как быстро в серии "Наши поезда" от издательства MODIMIO появляются неожиданные новинки, может быть и РА2 там в скором времени появится? И пусть модель не будет окрашена в цвета "Нерпочки", а будет нести на себе традиционные для РЖД или заводской вариант окраски, она наверняка найдет немало покупателей.

-7

Хотели бы себе в коллекцию модель РА2? Напишите в комментариях! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое интересное в мире отечественного ЖД моделизма!