Найти тему

Ребенок аж три года ходит к логопеду и уже должен заговорить

Оглавление

Но, почему-то, до сих пор так и не заговорил. За целых три года. А ведь ребенок, на минуточку, уже достаточно большой.

Да, разумеется, быстрых и блестящих результатов никто и не ожидает, мальчик - всё-таки необычный, с ментальными нарушениями. Но уж за целых три года могли ведь произойти положительные перемены? А их нет.

Значит, какой делаем вывод? Правильно, скорее всего, логопед - недостаточно профессиональный, несмотря на положительные отзывы других родителей (друзей и знакомых мамы мальчика). Или, если даже логопед неплохой, то, наверное, он просто не заинтересован в результатах.

Ну, конечно, именно не заинтересован! А с какой стати ему быть заинтересованным, если логопед - государственный, а не частный…

Если честно, об этом "не частном" (или несчастном?) логопеде я слышала только мельком… Знаю, что она работает в социальном учреждении одного не очень крупного посёлка нашей области. Само учреждение - что-то типа центра социального обслуживания семей. За ним, собственно, и закреплена семья: тот самый мальчик и его мама. О других родственниках я, к сожалению, не знаю… но это не говорит о том, что их нет. Наверное…

Но, как я часто говорю, лучше обо всём по порядку

Итак, сама я работаю тоже в социальном учреждении, но в детском (для детей с ОВЗ, не образовательном, а санаторного типа).

Не логопед! Веду кружковые занятия и анимационные мероприятия. Но с логопедами (так же как и с другими специалистами) общаюсь очень тесно. А как не общаться? Ведь мы все вместе одно дело делаем: помогаем особенным детям в их развитии, только каждый по-своему (и строго по программе).

Многие мне задают интересные и вполне закономерные вопросы:

- Ну вот, ты уже работаешь там достаточно давно, разных детей видела-перевидела: и сложных, и не очень, и даже тяжелых "ментальников". А вот скажи, есть ли у ТАКИХ хоть какой-то шанс? Есть ли смысл в них вкладываться? Возможны ли хоть какие-то улучшения?

О, да тут однозначно и не скажешь! Конечно, комплексное развитие (постоянное и размеренное!), а также забота и воспитание, естественно, могут принести хорошие плоды, но ведь… каждый ребенок индивидуален! А прогнозировать что-то - да ну, даже великий врач может ошибиться, а не только педагог.

Мальчик А.

Были в работе случаи, которые очень радовали специалистов!

Например, ездил к нам каждый год на трехнедельный курс один замечательный мальчик А.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Раньше...

Знакомы мы с ним уже давно-давно! Когда я только устроилась работать в наше учреждение, мальчик А. - туда уже приезжал не раз. Только был еще маленьким.

Ох, чего только о нём не рассказывали бывшие коллеги! Он и обращенную речь не понимал, и кричал изо дня в день не прекращая, и вырывался, и кусался, и лягался, и волосы рвал маме и специалистам!

Какие там занятия! Его даже на медицинских процедурах держали сразу несколько человек!

Но тогда, правила в учреждении были немножко другие, более "вменяемые". Например, таких как мальчик А. на кружковые занятия не отправляли, а вся "педагогическая работа" над ним началась несколько позже! Но зато он получал полный-полный комплекс медицинских услуг плюс отдельно психолога для мамы. Вот как было! Здорово было!

И, видимо, психолог с мамой работала просто отлично!

А может, и сама мама оказалась человеком мудрым, трезвым, верным и настоящим любящим родителем!

Она - занималась!

Да, поначалу со стороны мама казалась слишком строгой, и даже жёсткой. Она буквально грубо дрессировала своего сына и не стеснялась это делать даже на глазах сотрудников.

Приезжая из года в год в стационар, она подробно рассказывала о жёстком режиме, в котором жил ее сынок, обо всех занятиях и обязанностях ребенка.

Да-да, несмотря на то, что мальчик А. - очень сложный, по мнению мамы, и ТАКОЙ ребенок должен иметь какие-нибудь несложные домашние обязанности и регулярно их выполнять!

Пусть криво и неумело, пусть с маминой помощью или её последующим переделыванием, но должен! Ибо без этого нет движения вперед! А, опять же, по мнению мамы, наиважнейшим шагом к какой-то продуктивной деятельности ребенка становится именно домашний труд! Ведь на некоторые подобные действия - и ума особого не надо, а можно довести их до автоматизма, если совершать их постоянно!

И, как говорит мама, это только поначалу (пусть и довольно долго) работа идет через ярое сопротивление, визги и "драки-собаки"… Тут главное - перетерпеть этот период, не проявить слабость-жалость, не отступить, не пощадить, ай-ай-ай, ни в коем случае! Иначе можно мгновенно потопить весь труд, который был вложен в течение нескольких месяцев!

А еще мама мальчика А сказала, что она сама достаточно долго шла к этому, долго привыкала, что её жизнь с ребенком будет не такой, как у других мам. Примерно в таком духе:

- Тяжело было, да. И обидно. Но потом поняла, что пора, наконец, поднимать свою пятую точку и снимать розовые очки! Потому что никому мой ребенок не нужен, кроме меня! А значит, всё, что с ним связано - это сугубо МОЁ дело, и его развитие - только МОЯ задача! И некого за это винить.

Сейчас мальчику А. уже 16!

Он отучился в коррекционной школе. Сейчас учится в специализированном лицее-интернате (хотя, мамочка называет его по-народному: "училище для особо одаренных"), специальность - обувщик (не сапожник, а именно обувщик, так что если найдутся филологи, желающие исправить мой язык, прошу не упрекать).

Все задания на занятиях - выполняет, в беседах - участвует, на вопросы - отвечает! Пусть и не сразу. Обычно после вопроса делает так: прикладывает руки к вискам, прикрывает глаза и говорит:

- Подождите! Щщаз! Скажу!

А потом, через пару тройку секунд - отвечает. Осознанным и полным ответом. Вот так!

И, надо отдать должное мальчику А., с персоналом он ведет себя вежливо и уважительно.

А еще мы с радостью отмечаем, какая, оказывается, у него симпатичная улыбка. Вот-вот, раньше-то никто не замечал, ведь он тогда почти не улыбался!

Мальчик Д.

Ребенок почти такого же возраста, на год младше предыдущего мальчика. И с таким же диагнозом. И тоже ездит к нам еще со времен царя Гороха.

И он тоже раньше был таким как мальчик А.: и по уровню развития навыков, и по поведению. И получал он всегда у нас такой же полный комплекс услуг, как мальчик А.

Он приезжал к нам в прошлом году…

Даже не знаю, как сказать помягче… В общем, такой же, каким он был и малышом, и дошкольником, и с годами дальше и дальше. Всё такой же затравленный, ничего не понимающий, резкий, громкий и агрессивный. Только теперь уже большой, высокий, и вокализирует не писком, а басом! Но так же стремительно носится, размахивает руками-ногами и всё сбрасывает на своём пути.

В туалет - всё так же ходить самостоятельно не умеет, поэтому, когда у мальчика Д. - интенсивный рабочий день с кучей занятий без перерывов, мама на всякий случай надевает на него памперс. И иногда не зря!

На занятиях (на всех!) - естественно, ничего продуктивного не делает, а специалисты думают лишь об одном: только бы ничего тут не разгромил, сам не ушибся и никого не задел.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А мама?

Нет, ей не плевать, она тоже по-своему беспокоится. Но, несмотря на постоянные беседы с врачами, педагогами и психологами, будто бы "чего-то не улавливает". А лишь говорит:

- Ох, сынок, сынок… Да когда ж ты у меня уже заговоришь-то, а?

Да, мы все часто слышали из ее уст такой вопрос, заданный то ли самой себе, то ли собеседнику.

И одна из коллег, ответила на этот её вопрос тоже вопросом:

- Извините, мамочка, а конкретно ВЫ что делаете для того, чтобы ваш мальчик заговорил? Ну, может, вы играете с ним в специальные развивающие игры, или упражнения какие выполняете?

- Какие еще игры? - удивленно и даже немного высокомерно спрашивает мама, - он уже давно не малыш, чтобы в игры играть! А упражнения? С какой стати я должна его упражнять! Он вообще-то К ЛОГОПЕДУ ходит для этого! Уже 3 года!

Коллега - ничего не говорит, просто смотрит на маму круглыми глазами, боясь уже ляпнуть что-нибудь лишнее.

А мамочка продолжает:

- Да-да, мы занимаемся! Но у нас в центре "Семья" - одна только логопед. Да вижу я, вижу, что результатов особо нет. Ну, я, конечно, хотела походить к другому логопеду, к платному. Но она нас не взяла, не захотела. Пришлось к той возвращаться. Ну, оно-то понятно, чего от бесплатного можно ожидать, если заинтересованности нет.

Ни я, ни коллега - не догоняем, в чем провинился бесплатный логопед… Наверное в том, что он - бесплатный, вот и работает плохо. Или "слишком догоняем" другое… то, о чём педагоги должны постоянно умалчивать, дабы не нарваться на ураган родительского гнева.

Вот и я промолчу. Хоть и искренне желаю мальчику Д. хоть какого-нибудь, а продвижения…

А Вам, дорогие читатели, удачи и успехов.

Буду рада верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам