«Фуриоса» (Furiosa: A Mad Max Saga, 2024) производит довольно странное впечатление.
Вообще австралиец Джордж Миллер, который снял всю серию боевиков «Безумный Макс», допускал появление «женской версии» главного героя еще в интервью 1985 года. Но этот факт не спасает новый фильм от тех критиков, которые считают его воплощением woke-культуры (то есть зацикленной на вопросах социальной, расовой и половой справедливости). И нельзя сказать, что эта критика безосновательна.
С одной стороны, мы видим маленький оазис, где в гармонии живут женщины и немногочисленные мужчины-аборигены. С другой — анархическую орду байкеров, которая пожирает все, как саранча. Или тиранию с жесткой иерархией, основанную на контроле жизненно важных ресурсов. Все главные злодеи, конечно же, белые мужчины.
Впрочем, если учесть, что действие «Безумного Макса» происходит в постапокалиптической Австралии, то подобная картина мира не столь удивляет. Все-таки материк в свое время заселяли белыми каторжниками, безжалостно обходившимися с местными аборигенами. Как в одном английском анекдоте, когда британца при въезда в Австралию спрашивают, сидел ли он в тюрьме, а он вежливо уточняет: “А что, это все еще обязательное условие для въезда?”.
Вряд ли стоит что-то говорить о реализме и внутренней логике в контексте этой постапокалиптической сказки. А вот о вдохновленных историей и мифологией образах можно упомянуть.
Больше всего здесь отсылок к Древнему Риму. Собственно имя Фуриоса — латинское furiōsa, «бешеная, яростная». Главный антагонист — Дементус (искаженное от demens, dementis, «безумный»). А отпрысков тирана Несмертного Джо зовут Скротус и Риктус Эректус (гусары, молчать!). Как можно видеть, латинские имена — последний писк моды в постапокалиптической Австралии. Причем мать Фуриосы почему-то называет именно так дочь, родившуюся в идиллическом оазисе.
Пластиковая кираса Несмертного Джо напоминает анатомическую кирасу, один из самых узнаваемых античных доспехов, а заодно и часть парадного облика римских императоров на многих сохранившихся статуях. «Преторианцы» и «император» (в своем исходном римском значении, как титул военачальника) соседствуют в армии Несмертного Джо с реверансами скандинавской мифологии. Его воины считают Джо богом войны, который ведет их в Вальхаллу.
А байкерский военачальник Дементус вначале появляется практически в облике ветхозаветного патриарха. Что усугубляется гримом — Крису Хемсворту зачем-то решили приделать огромный крючковатый нос. Он еще и водит толпы байкеров по пустыне в поисках обетованной земли, «места изобилия». Есть и черты античного героя, практически героя «Илиады», ведь Дементус несется впереди своей орды на импровизированной колеснице. Его белый плащ символически становится алым, приобретая цвет, который римляне ассоциировали с Марсом, богом войны. Сама же Фуриоса на промо-плакатах фильма предстает как Sol Invictus, Непобедимое Солнце.
Фильм неудачно показал себя в прокате, и этому находят разные объяснения. Усталость аудитории от приквелов, плохо сделанные компьютерные спецэффекты, уже упомянутая воук-тональность и отсутствие Макса как главного героя, Аня Тейлор-Джой вместо Шарлиз Терон (которая вообще хотела сыграть в фильме, но Миллер решил не омолаживать ее с помощью компьютерной графики).
Лично мне показалось, что «Фуриоса» разваливается на отдельные куски, не оставляя ощущения целостной истории. Казалось бы, все идет к большой битве, но ее зритель так и не видит. А эпилог лишен настоящего катарсиса и пришит белыми нитками к предыдущему фильму — что мешает воспринимать «Фуриосу» как нечто самостоятельное.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM