Едва ли кто-то захочет оспорить утверждение, что для понимания любого сражения, любой военной операции очень важно сравнивать силу противоборствующих сторон.
Раньше было просто — достаточно посчитать выведенных в поле воинов. Трудности были правда в том, что не все умели считать, но зато можно было определять достаточно точно и на глаз.
И хотя те времена давно канули, но некоторые и до сих пор продолжают оценивать силу войск по численности людей. Это очень выгодно делать, когда вы хотите запутать кого-то, например, собственное население. Оперировать огромными цифрами гораздо удобнее. Во-первых, они больше впечатляют, а во-вторых, с ними удобнее всего мухлевать. Поскольку ведь в современных вооружённых силах считать можно очень по-разному. Можно посчитать всех, включая поваров и сапожников, а можно только тех, кто в атаку идёт. И разница будет огромная.
В этом отношении сильно помог Вермахт, у которого такая отчётность, что любая логика в тупик встаёт.
Например, в сводках по численности части или соединения, подаваемой в вышестоящий штаб, давалось почему-то не количество людей в нём самом, а численность состава на начало компании (в нашем случае это 22 июня 1941 года) и количество выбывших за это время людей. Чудно?
Вот пример такого документа от 5-й танковой дивизии на 1 октября 1943 года:
Кроме того, у немцев имелось ещё несколько вариантов по численности части или соединения:
- Sollstärke — штатная численность воинской части;
- Iststärke — наличная численность, включает всех военнослужащих, которые на данный контрольный день находятся на балансе конкретной части полевых войск (включая отпускников и ушедших командировочных). В этой категории находятся все военнослужащие части, которые из-за болезни или ранения находятся в госпиталях не более 4 недель и по окончании лечения сразу же (без перенаправления в армию резерва) возвращаются в свою фронтовую часть;
- Verpflegungsstärke — численность на довольствии, включает всех военнослужащих, которые на данный контрольный день стоят на довольствии в конкретной части полевых войск (также временно пребывающие в части, командировочные военнослужащие и приданные подразделения других частей, и даже военнопленные);
- Gefechtsstärke — боевая численность, включает всех военнослужащих боевых подразделений (пехота, артиллерия, танкисты, сапёры, связисты) без их обозов;
- Grabenstärke — траншейная численность, это военнослужащие, находящиеся на данный момент на боевом дежурстве на позициях.
Согласитесь, что при такой системе легко считать так, как хочется.
Но, люди более здравомыслящие понимают, что в наше время сравнивать силу сторон на поле боя в людях неправильно. Считать можно танки, пушки, но правильно сравнивать количество полков, дивизий, словом основных структурных единиц. Для Второй Мировой войны такой единицей стала дивизия. Это самое правильное, так как в целом, основные типы дивизии (пехота) во всех армиях имели схожую структуру. А если структура и отличалось, то всегда можно внести поправки.
Но вот беда, война — это потери и в ходе боевых действий численность дивизий может существенно меняться. И надо как-то учитывать эти перемены. Причём учитывать так, чтобы не загромождать лишней информацией.
Немцы такое решение нашли — они стали указывать количество батальонов пехоты в дивизии, причём разбили их на пять категорий:
- сильный (stark) — свыше 400 человек;
- средний (mittelstark) — 300–400 человек;
- выдохшийся (durchschnittlich) — 200–300 человек;
- слабый (schwach) — 100–200 человек;
- истощённый (abgekampft) — меньше 100 человек.
Речь идёт про боевой состав, то есть три стрелковых роты и роту тяжёлого оружия. В документах иногда указывали словами, иногда писали цифру. В дополнении к этому обычно указывали количество артиллерийских батарей и число противотанковых пушек. В результате представление о возможностях дивизии было в целом понятно.
Всё бы это хорошо, но кроме оценки самих дивизий, ещё бы хотелось их сравнить с советскими. А в РККА такой системы подсчёта по батальонам не было. Обычно давалась общая численность дивизии, реже боевая. Ещё указывали число «штыков» (в кавалерии «сабель»), что часто путают с боевой численность у Вермахта. Но это неправильно. По поводу того, что считать в «штыках» ходят разные мнения и почему-то превалирует, что это весь личный состав стрелковых рот (иногда ещё и пулемётной). Но, судя по всем встреченным мною документам, получается, что под «штыками» надо понимать почти буквально — стрелков, которые вооружены винтовками. Во всяком случае, во многих отчётах указано количество «штыков» и отдельно пулемёты и даже ППШ. Правда в РККА ещё часто давали состав численности стрелковых рот, иногда всех, иногда среднюю по дивизии. Но это не всегда есть, да и с немецким батальонов сравнить не просто.
Как же сравнивать в результате непонятно. Я довольно долго собирал данные чтобы хоть какие-то критерии установить.
Вот смотрите, что получилось. Есть такие данные перед началом Ясско-Кишинёвской операции по 5-й ударной армии. Вот численность дивизий общая:
А вот укомплектованность стрелковых рот тех же дивизий той же армии на ту же дату:
В переводе на немецкий язык получаем, что стрелковые дивизии с численностью около 5500 человек — это семь средних батальонов. А вот дивизия немногим более 7000 человек — это девять батальонов, которые по-немецки можно считать очень сильными.
А вот таблица, которую я делал по Сожско-Днепровской операции. Здесь я свёл из разных сводок, но на очень близкие даты данные по составу дивизий, как по текущей численности личного состава — Iststärke, так и по силе батальонов:
И как мы видим, по пехотной составляющей немецкие пехотные дивизии с численностью более 9 тысяч человек, получаются даже слабее советских стрелковых дивизий с численностью менее 6 тысяч человек. Такая вот интересная получается арифметика. Немецкие дивизии сильнее по артиллерии, но тут ведь надо учитывать артиллерию корпусную и армейскую. В любом случае, количество артиллерии и миномётов обычно в составе войск даётся, так что сравнить по этому параметру не составляет труда. Всю сложность составляет именно понять силу по пехоте, и на данном примере можно уже кое-что понять. Дивизии в 7 тысяч человек — это во втором периоде войны считалось нормальным к началу наступления, а 5-5,5-тысяч человек — это уже обычная цифра в ходе наступления через несколько дней.
Надеюсь, эти цифры пригодятся всем, кто хочет лучше понимать суть боевых действий в Великой Отечественной войне.
Могу вам предложить для изучения серию статей по теме освобождения Молдавии:
Почему войска Конева и Малиновского не смогли весной 1944 года взять Кишинёв
Первое сражение у Тыргу-Фрумос