Найти в Дзене
История живописи

Исчезнувшая картина и другие живописные работы о рыбаках и рыболовстве

Сегодня продолжим заявленную в названии тематику и рассмотрим вместе с вами картины, на которых русские художники изображали рыбаков и их нехитрый быт. Первая статья на данный сюжет выходила довольно-таки давно, поэтому напомню вам о ней данной ссылкой:

Первым у нас будет самый известный русский маринист, при этом сочетании слов, думаю, большинство читателей сразу же думает об Иване Константиновиче Айвазовском - это понятно и объяснимо, ведь он по-настоящему известен даже в кругу людей, весьма далеких от живописи.

"Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива", И.К. Айвазовский, 1842. Третьяковская галерея, Москва
"Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива", И.К. Айвазовский, 1842. Третьяковская галерея, Москва
"Рыбаки на берегу моря", И,К. Айвазовский, 1852. Национальная галерея Армении, Ереван
"Рыбаки на берегу моря", И,К. Айвазовский, 1852. Национальная галерея Армении, Ереван

Конечно, в данных полотнах рыбаки - не главные элементы композиции, а только ее составные части, главное же у художника неизменно - это море. Думаю, что в 3/4 его полотен именно море (или океан, в крайнем случае, хотя бы река) является главным элементом и стихией, вокруг которой и строится вся композиция. Впрочем, так ведь и должно быть у настоящего мариниста, не так ли?

Отвлечемся ненадолго от пейзажей и взглянем на портрет рыбака, убеленного сединами и (явно) умудренного жизнью. Перед нами практически иллюстрация к какому-либо тематическому произведению, скажем, "Старик и море" или "Сказка о рыбаке и рыбке" - можете при желании продолжить этот ассоциативный ряд своими мыслями, уважаемые читатели.

"Рыбак, плетущий сеть", Р.И. Филицын, 1854. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
"Рыбак, плетущий сеть", Р.И. Филицын, 1854. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Автором портрета является Ростислав Иванович Филицын (не позднее 1820-х - 1882), и это тот случай, когда о художнике практически нечего рассказать, ибо даже точный год рождения его неизвестен. Но известно, что о нем ходатайствовал сам "Великий Карл", то есть знаменитый автор "Последнего дня Помпеи". И это было полностью оправдано - ведь в дальнейшем Филицын получил звание академика живописи.

Следующим у нас будет известный специалист по пейзажу, а не по жанровым сценам, Алексей Кондратьевич Саврасов, поэтому неудивительно, что на первой из представленных картин рыбак является лишь элементом пейзажной композиции, не более того.

"Пейзаж с рекой и рыбаком", А.К. Саврасов, 1859. Художественный музей Латвии, Рига
"Пейзаж с рекой и рыбаком", А.К. Саврасов, 1859. Художественный музей Латвии, Рига
"Рыбаки на Волге", А.К. Саврасов, 1872. Третьяковская галерея, Москва
"Рыбаки на Волге", А.К. Саврасов, 1872. Третьяковская галерея, Москва

Вторая же работа уже гораздо более близка к жанровой живописи, которую больше всего (кроме прочих) ожидаешь увидеть в подобной подборке. Не так уж часто Саврасов "покидал" свой любимый жанр - пейзажный, тем интереснее будет узнать ваше мнение, уважаемые читатели, об этой картине.

Продолжим бытовой работой специалиста как раз таки по жанру - Василия Григорьевича Перова. Судя по всему рыбалка удалась и рыбаки с трудом тянут невод к берегу, где их уже поджидает молодой коллега "во всеоружии":

"Рыбаки", В.Г. Перов, 1879. Нижегородский художественный музей
"Рыбаки", В.Г. Перов, 1879. Нижегородский художественный музей

Далее у нас с вами снова будет пейзажная живопись от первого ученика Айвазовского - Льва Феликсовича Лагорио. О его биографии я подробно вам уже рассказывал в статье, где мы с вами рассматривали виды Северной столицы в исполнении русского художника с итальянскими корнями:

"Пейзаж с рыбаками", Л.Ф. Лагорио, 1876. Частное собрание
"Пейзаж с рыбаками", Л.Ф. Лагорио, 1876. Частное собрание
"Рыбаки на реке. Вечерний закат", Л.Ф. Лагорио, 1886. Частное собрание
"Рыбаки на реке. Вечерний закат", Л.Ф. Лагорио, 1886. Частное собрание

Следующим участником сегодняшней тематической подборки будет довольно-таки неожиданно (для меня, по крайней мере) Юлий Юльевич Клевер. Да и среди его многочисленных пейзажей с кроваво-красными закатами, кривыми деревьями и дремучими, непролазными чащами, нашлось несколько с изображением любителей рыбной ловли:

"Рыбак", Ю.Ю. Клевер, 1873. Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск.
"Рыбак", Ю.Ю. Клевер, 1873. Художественно-исторический музей, Козьмодемьянск.
"Возвращение рыбаков", Ю.Ю. Клевер, 1890. Частное собрание
"Возвращение рыбаков", Ю.Ю. Клевер, 1890. Частное собрание
"Утро в заливе. Рыбацкие сети", Ю.Ю. Клевер, 1898. Частное собрание
"Утро в заливе. Рыбацкие сети", Ю.Ю. Клевер, 1898. Частное собрание

Впрочем, в последней из картин все-таки не обошлось без заката в глубине композиции, однако же здесь, на мой взгляд, он выглядит вполне органично, хотя, возможно, вы придерживаетесь другого мнения - тогда призываю вас высказать его в комментариях, а не держать в себе.

Следующий художник наиболее известен как передвижник и замечательный учитель, о котором впоследствии с теплотой вспоминали многие из его учеников. Речь идет об Илларионе Михайловиче Прянишникове и его картине с молодыми представителями одного из древнейших занятий человечества - рыболовства:

"Дети на рыбалке", И.М. Прянишников, 1882. Красноярский художественный музейв
"Дети на рыбалке", И.М. Прянишников, 1882. Красноярский художественный музейв

На заключительной картине сегодняшнего повествования мы снова увидим детей на рыбалке, но в данном случае более интересна скорее не сама работа, а история полотна Василия Андреевича Голынского. Подробный рассказ о живописце выходил на канале, но не лишним будет напомнить, так как с тех пор много воды утекло:

"Рыбная ловля", В.А. Голынский, 1880-е. Калужский музей изобразительных искусств
"Рыбная ловля", В.А. Голынский, 1880-е. Калужский музей изобразительных искусств

История этого живописного произведения неразрывно связана с Великой Отечественной войной: картина выставлялась в основной экспозиции Калужского музея, созданного на базе коллекции мецената Н.И. Васильева - первого владельца полотна. Во время оккупации Калуги картина бесследно исчезла и была обнаружена лишь много лет спустя (уже в 2000-х годах), когда была приобретена на зарубежном аукционе российским коллекционером. В дальнейшем экспертиза выяснила, что это то самое полотно, которое, очевидно, было вывезено немцами во время оккупации (или вовремя их отступления - не суть).

Коллекционер (М.В. Цапкин) принял решение безвозмездно передать картину в музей, и в 2016 году, спустя более полувека, она вернулась на свое законное место в коллекции, правда после того как были собраны деньги на ее реставрацию, потому как, очевидно, после таких приключений (или, скорее, злоключений) картина в этом действительно нуждалась. Такое вот живописное "эхо войны": на мой взгляд, когда работа "обрастает" своей собственной историей, то она становится еще более... если хотите, энергетически заряженной, и уж точно о таких историях интересно узнавать и делиться с вами, уважаемые читатели.

На этом у меня сегодня все, надеюсь, вам было интересно вместе со мной рассматривать представленные картины. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".

P.S. Напоследок обращу ваше внимание на то, что не так давно Дзен запустил сервис "донатов" (то есть пожертвований), поэтому если у вас есть желание поддержать автора - то это можно сделать здесь. Заранее благодарю всех откликнувшихся.