О Петербурге на картинах Айвазовского я вам уже рассказывал, дорогие читатели. В этот раз мы будем рассматривать северную столицу и ее окрестности на картинах другого мариниста, хотя и менее известного - Льва Феликсовича Лагорио.
Необычная для русского слуха фамилия объясняется просто - его отец был итальянцем (из аристократического генуэзского рода), вице-консулом королевства Обеих Сицилий в Крыму. Родился Лев Лагорио в родном и для Айвазовского городе - Феодосии. Там он и обучался в мастерской Айвазовского в 1839-1840 годах, когда самого великого мариниста отправили (из Академии художеств) на его малую родину - Крым для совершенствования мастерства.
Считается, что одиннадцатилетний Лагорио был одним из первых учеников 21-летнего Айвазовского. Он же и привил юному итальянцу любовь к морским пейзажам, которую тот пронесет через все свое творчество. Спустя несколько лет талант Лагорио замечает феодосийский градоначальник, и при его содействии, а также по ходатайствам нескольких знакомых Айвазовского (учитель по возвращении в столицу успел похлопотать о своем первом ученике), юный художник поступает в Императорскую Академию художеств в 1843 году. Во время обучения он путешествовал как на фрегате "Грозящий", так и на простой лодке вдоль берегов Петербурга до Сестрорецка, где делал наброски и этюды.
О связи с Петербургом говорит второе название этой картины "Зимний вид бывшего Винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Чёрной речке". "Чёрной" в те времена называли нынешнюю реку Смоленку, разделяющую Васильевский остров на две части (вторую часть тогда называли островом Голодай, ныне это остров Декабристов). А "винным" он был назван потому, что здесь располагались каменные строения, в которых хранилось вино. В дальнейшем территорию этих складов передали патронному заводу.
Справа на картине, спрятанное в густой растительности, находится самое старое строение Петербурга - деревянный домик Петра I, построенный в мае 1703 года. Он и сейчас находится на том самом месте, только для его сохранения помещен в "каменный чехол". За домиком видны купола не сохранившегося первого храма столицы - Троице-Петровского собора. Далее видна Петропавловская крепость и стрелка Васильевского острова. На месте нынешнего Троицкого моста тогда находился самый длинный плашкоутный (наплавной) мост, имевший плавучие опоры-понтоны.
На этой картине художник изобразил Благовещенский мост, первый постоянный мост через Неву. Здесь я уже немного рассказывал о нем, там же есть фото, где хорошо видна именно двукрылая разводная часть моста, которая располагалась ближе к Васильевскому острову. Каждое крыло поворачивалось в горизонтальной плоскости. Именно проход судов через разведенный пролет моста и изобразил Лагорио на этом полотне. Хорошо видна не сохранившаяся ныне часовня Николая Чудотворца, в левой части картины видно здание Академии художеств, которую закончил Лагорио.
Две схожие по композиции картины, к тому же написанные в один и тот же год. На них можно увидеть Петропавловскую крепость из акватории Невы. На обеих картинах вдали слева виднеется силуэт Князь-Владимирского собора, а на втором полотне можно увидеть неясные очертания одной из Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова.
Несмотря на то, что в названии указана Охта, по ракурсу (сравните с картиной Айвазовского, где монастырь изображен именно с Охты) больше похоже на то, что Смольный монастырь показан c террасы-пристани перед усадьбой Безбородко на Свердловской набережной. Знающий человек скажет "но ведь там сфинксы, а тут лев". Однако, те сфинксы, что там сейчас - это копии исчезнувших (да-да, историкам неизвестно куда они делись) во второй половине XIX века оригинальных статуй. В то время, когда художник писал эту картину сфинксов там уже не было, и Лагорио, дабы не оставлять пустым это место, мог написать именно льва, тем более что в ограде этой усадьбы они как раз таки есть, причем целых 29 штук.
И напоследок две акварели, написанные в последние годы творчества художника. Лев Лагорио умер в 1905 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, однако, к большому сожалению, могила его утрачена. Но память о нем, благодаря его творчеству, не будет утрачена никогда, в чем мы с вами могли сегодня убедиться.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.