Найти в Дзене
История живописи

Великая Отечественная война в советской живописи

Ровно год тому назад, накануне Дня Победы, я вам представлял уже подборку картин на данный сюжет:

Так что сегодня стоит продолжить эту традицию и показать вам еще несколько полотен советских художников, посвященных войне, затронувшей практически каждую семью и пришедшую в каждый дом в той или иной степени.

Юрий Михайлович Непринцев знал об этой войне не понаслышке, потому как был ее участником, написав в июне 1941 года заявление о зачислении в добровольцы. К тому времени он уже закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, как в то время называлась известная Академия художеств.

"Отдых после боя", Ю.М. Непринцев, 1955. Третьяковская галерея, Москва.
"Отдых после боя", Ю.М. Непринцев, 1955. Третьяковская галерея, Москва.

Сам автор картины так описывал ее замысел:

Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг – Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной...

Продолжим работой ныне здравствующего художника (отметившего в конце прошлого года 100-летний юбилей), одну из картин которого я вам уже показывал на 23 февраля - Бориса Михайловича Неменского.

"Дыхание весны", Б.М. Неменский, 1955. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Дыхание весны", Б.М. Неменский, 1955. Русский музей, Санкт-Петербург.

О непростой работе над картиной, растянувшейся на целых три года, художник писал следующее:

Перепортил несколько холстов. Напишу картину, посмотрю, подумаю - и вижу: нет, не то. И - все заново: эскизы, этюды, холст. А это не день, не месяц - годы. Ведь для того, чтобы написать так, как все это в жизни было, да еще так сделать, чтобы все это вы почувствовали так же, как и я,- мало просто вспомнить и захотеть. Каждый весенний майский рассвет я встречал в березовом лесу около города Тарусы. Снова и снова смотрел, как распускаются первые подснежники, снова и снова писал и подснежники, и землю, и березки в утреннем тумане, и первые лучи солнца на их макушках. Этюдов накапливались сотнями. В это время много писал солдат. Я искал - и постепенно находил…

Над следующей работой ее автор работал еще дольше - порядка десяти лет, как писал сам Валентин Викторович Волков. Хотя со сроками все не совсем ясно, ведь впервые эту картину представили в Минске в 1953 году, но в Москве, видимо, окончательный вариант работы был представлен именно два года спустя. Но возможен (сомнительный, по мнению искусствоведов) и другой вариант: работу над картиной художник мог начать, находясь еще в немецкой оккупации, ведь он не успел покинуть Минск (уже 28 июня он был взят немцами) с началом войны.

"Минск. 3 июля 1944 года", В.В. Волков, 1945-1955. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.
"Минск. 3 июля 1944 года", В.В. Волков, 1945-1955. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.

Монументальное (275*526,5 см) полотно изначально должно было быть вообще не картиной, а росписью одной из стен Дома правительства, однако же, впоследствии от этой идеи отказались. Мы видим момент освобождения столицы БССР от немецких захватчиков. Любопытно, что в качестве моделей для персонажей картины художник использовал многих своих родственников (к примеру, пара у танка, протягивающая цветы танкистам - это сын художника А. Волков и его жена).

Продолжим работой художника-фронтовика, призванного на фронт в 1943 году, а до этого эвакуированного из блокадного Ленинграда. Речь идет о Борисе Павловиче Николаеве.

"Дороги войны (Фронтовые дороги)", Б.П. Николаев, 1964. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
"Дороги войны (Фронтовые дороги)", Б.П. Николаев, 1964. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Тема фронтовых дорог была явно близка художнику, ведь к этому сюжету он еще не раз вернется, вспоминая: "Я много километров отшагал – служил в минометном полку, который был в резерве Главного командования, поэтому нас часто перебрасывали".

А закончить хотелось бы, как и в прошлый раз, картиной, вселяющей надежду и связанной с возвращением с фронта. Автор этой работы, Михаил Юрьевич Кугач, будучи рожденным в 1939 году, конечно, не был фронтовиком, но вот возвращающихся солдат вполне мог помнить:

"Возвращение", М.Ю. Кугач, 1969. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Возвращение", М.Ю. Кугач, 1969. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.

Красноармеец смотрит на другой берег, где виднеются дома родной деревни, а на причале его уже поджидают близкие. Он выжил в войне и возвращается домой, где еще столько всего сможет сделать... Замечательная во всех смыслах работа, на мой взгляд, и именно на ней я и хотел бы завершить сегодняшний рассказ.

С праздником вас, уважаемые читатели, с наступающим Днем Победы!