Ровно год тому назад, накануне Дня Победы, я вам представлял уже подборку картин на данный сюжет:
Так что сегодня стоит продолжить эту традицию и показать вам еще несколько полотен советских художников, посвященных войне, затронувшей практически каждую семью и пришедшую в каждый дом в той или иной степени.
Юрий Михайлович Непринцев знал об этой войне не понаслышке, потому как был ее участником, написав в июне 1941 года заявление о зачислении в добровольцы. К тому времени он уже закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, как в то время называлась известная Академия художеств.
Сам автор картины так описывал ее замысел:
Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг – Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной...
Продолжим работой ныне здравствующего художника (отметившего в конце прошлого года 100-летний юбилей), одну из картин которого я вам уже показывал на 23 февраля - Бориса Михайловича Неменского.
О непростой работе над картиной, растянувшейся на целых три года, художник писал следующее:
Перепортил несколько холстов. Напишу картину, посмотрю, подумаю - и вижу: нет, не то. И - все заново: эскизы, этюды, холст. А это не день, не месяц - годы. Ведь для того, чтобы написать так, как все это в жизни было, да еще так сделать, чтобы все это вы почувствовали так же, как и я,- мало просто вспомнить и захотеть. Каждый весенний майский рассвет я встречал в березовом лесу около города Тарусы. Снова и снова смотрел, как распускаются первые подснежники, снова и снова писал и подснежники, и землю, и березки в утреннем тумане, и первые лучи солнца на их макушках. Этюдов накапливались сотнями. В это время много писал солдат. Я искал - и постепенно находил…
Над следующей работой ее автор работал еще дольше - порядка десяти лет, как писал сам Валентин Викторович Волков. Хотя со сроками все не совсем ясно, ведь впервые эту картину представили в Минске в 1953 году, но в Москве, видимо, окончательный вариант работы был представлен именно два года спустя. Но возможен (сомнительный, по мнению искусствоведов) и другой вариант: работу над картиной художник мог начать, находясь еще в немецкой оккупации, ведь он не успел покинуть Минск (уже 28 июня он был взят немцами) с началом войны.
Монументальное (275*526,5 см) полотно изначально должно было быть вообще не картиной, а росписью одной из стен Дома правительства, однако же, впоследствии от этой идеи отказались. Мы видим момент освобождения столицы БССР от немецких захватчиков. Любопытно, что в качестве моделей для персонажей картины художник использовал многих своих родственников (к примеру, пара у танка, протягивающая цветы танкистам - это сын художника А. Волков и его жена).
Продолжим работой художника-фронтовика, призванного на фронт в 1943 году, а до этого эвакуированного из блокадного Ленинграда. Речь идет о Борисе Павловиче Николаеве.
Тема фронтовых дорог была явно близка художнику, ведь к этому сюжету он еще не раз вернется, вспоминая: "Я много километров отшагал – служил в минометном полку, который был в резерве Главного командования, поэтому нас часто перебрасывали".
А закончить хотелось бы, как и в прошлый раз, картиной, вселяющей надежду и связанной с возвращением с фронта. Автор этой работы, Михаил Юрьевич Кугач, будучи рожденным в 1939 году, конечно, не был фронтовиком, но вот возвращающихся солдат вполне мог помнить:
Красноармеец смотрит на другой берег, где виднеются дома родной деревни, а на причале его уже поджидают близкие. Он выжил в войне и возвращается домой, где еще столько всего сможет сделать... Замечательная во всех смыслах работа, на мой взгляд, и именно на ней я и хотел бы завершить сегодняшний рассказ.
С праздником вас, уважаемые читатели, с наступающим Днем Победы!