Друзья, ко дню рождения горячо мной любимой Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 – 7 января 2004) публикую критическую заметку о бытовой фарфоровой скульптуре Асты Бржезицкой 1960-х годов. Публикация особенно цена тем, что точно датирует скульптуру «Зимнее купание» 1963 годом. Ранее в сети была обозначена неверная датировка 1950 года. Взгляните!
Крюкова, Ирина Александровна. Русская скульптура малых форм / Академия наук СССР; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. – Москва: Наука, 1969. – 151 с., 30 л. ил. – С. 121, 126–127.
Где-то в середине 1950-х годов в области скульптуры малых форм появляются признаки перелома, ощущавшегося в это период и в других видах декоративно-прикладного искусства. В эти годы складывается обстановка, благоприятная для развития этой отрасли искусства в целом, и мелкой пластики в частности. Меняется само отношение к декоративно-прикладному искусству. <…> Всё настойчивее начинают звучать призывы приблизить прикладное искусство к жизни, внедрить в каждодневную действительность, осознаётся его огромное воспитательное значение.
В конце 1950-х годов большое внимание продолжает уделяться созданию произведений мелкой пластики, изображающих танец, в быстрых, размашистых или, наоборот, плавных движениях которого художники часто видят наиболее легкий путь, чуть ли не «готовую декоративность». Но опыт прошлого и, что особенно важно, практика современности показывают, что интересные результаты в декоративной пластике достигаются не только в передаче бурного и стремительного движения танца, пляски, бега, но и в находящихся в спокойном состоянии фигурках, где так хорошо воспринимается ритмическое течение форм и линий, где у художника не возникает соблазна композиционно-пластическое движение подменить конструктивно-физическим, и где «неподвижность», «немоту» масс и объёмов не замаскируешь протокольно-точным изображением движения человеческого тела. Начинает проясняться, что пластическое движение далеко не всегда совпадает с физическим, что «тайна» «говорящего» движения форм и линий в пластике заключается скорее в выразительном распределении скульптурных масс в свето-воздушной среде, в правильно найденном масштабном соотношении объёмов, в закономерном членении форм.
Происходящие изменения довольно ясно можно проследить на примере творчества одного из очень много работавших в области мелкой пластики художника – Асты Давыдовны Бржезицкой.
Бржезицкая – художник, прошедший большой и сложный творческий путь, характерный для многих наших скульпторов, работающих в этом жанре. Она великолепно знает свойства и возможности излюбленного материала – фарфора. В нелёгких условиях работы на заводе А. Бржезицкая постоянно обращается к решению тех задач, которые встают перед художниками в тот или иной период в данной области декоративно-прикладного искусства. Отдав в своё время дань увлечению иллюстрированием тем танца и образов народных сказок, она на собственном горьком опыте проверила возможности создания сложных многофигурных композиций; обращалась к темам, подсказанным классическими образами литературы, к жанровым сюжетам, к бытовым сценам; она, как и многие другие, порой ищет выхода в декоративность в обращении к скульптурам большего размера, уже выходящим за рамки мелкой бытовой пластики; стремится преодолеть раздробленность форм и многословность пластического языка сдержанностью росписи, переходя иногда к монохромной скульптуре, или, наоборот, усилить декоративность, прибегая к интенсивной красочной гамме.
Однако коренной переворот, освобождение от внутренних сковывающих уз, от оглядки на привычное, установившееся, происходит в творчестве Бржезицкой, как и в работах ряда других художников, лишь в самом конце 1950-х начале1960-х годов.
Уже в небольшой по размеру (около 10 см) композиции Бржезицкой 1961 года «Хор» намечается отход от иллюстративности в сторону более обобщенной трактовки образа, поиски характерного.
Искания идут ещё неуверенно: во втором варианте этой же вещи (1962) художница снова возвращается назад – композиция без надобности увеличивается в размере, благодаря чему хорошо подмеченный и развитый народный приём обобщённой и маховой росписи по носам» теряет свою оправданность, становится огрубленным; в раскраске опять появляется обилие позолоты, вызывающая яркость красок, обобщение форм приобретает неприятный оттенок нарочитости. Однако в последующих произведениях 1962–1963 годов Бржезицкая уже более уверенно и твёрдо делает дальнейший шаг в решении образа средствами декоративной пластики малых форм.
Так, в композиции «Зимнее купание» (другое название «Морж») привлекает прежде всего попытка выявить черты современного человека в их живом и конкретном выражении в повседневной обстановке. Делается это не в мало соответствующем возможностям декоративной бытовой пластики героическом «ключе», а в каждодневном, «обыденном» течении жизни. Художник стремится опоэтизировать самые обыкновенные будничные проявления человеческого характера. Применительно к этим вещам ещё рано говорить о полноте выражения, о непреложной убедительности сделанного художником, но путь здесь, несомненно, намечается интересный и перспективный.
В «Зимнем купании» ощущение радости жизни, бодрящей свежести зимнего утра, железного здоровья, приобретённого систематической тренировкой человека, подготовленного к работе в самых трудных условиях, к любым испытаниям, передаётся в самом построении композиции с её подчёркнуто-энергичными ритмами форм и линий, в тщательно и скупо отобранных деталях, раскрывающих и обогащающих образ. Стремительно отлетающее полотенце подчёркивает упругую лёгкость движений шагающего человека; сидящая на пеньке как бы удивлённо застывшая птичка вносит лёгкий оттенок мягкого юмора, усиливает атмосферу душевной теплоты, интимности.
Безраздельно царящий снежно-белый цвет фарфорового черепка с несколькими лишь яркими ударами золотисто-оранжевого, розового поддерживает сюжетный смысл произведения, создавая ощущение зимнего пейзажа, фактически почти отсутствующего в скульптуре. Развёрнутость силуэтов, некоторая сжатость композиции в глубину, не переходящая, однако, в искусственную распластанность, даёт возможность легко представить себе эту вещь в жилом интерьере, предугадать, что она легко войдёт здесь в общий ансамбль, не загромождая помещения.
Её небольшой размер (около 18 см высоты), чёткость и ясность силуэта, его ритмичность, певучесть, не оставляет сомнения в том, что вопрос места скульптуры в окружении других предметов домашнего обихода упорно занимал мысли художника.
Основные тенденции деятельности Асты Бржезицкой, положительные и отрицательные стороны её произведений характерны для творческого пути многих художников. В скульптурах Бржезицкой общая линия развития проявилась, может быть, наиболее последовательно – и в своих достижениях, и в спадах и неудачах.
Однако сходные процессы – от добросовестного рассказа об изображаемом – к более обобщённой характеристике, от иллюстративности – к выявлению содержания средствами пластики, от декларативного выражения темы – к более глубокому эмоциональному её раскрытию в явлениях повседневности, от помпезности – к подлинной декоративности – намечаются достаточно явственно и в созданных в конце 1950-х и особенно в начале 1960-х годов скульптурах других художников.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив