Найти тему
Вижу красоту

«Шестидесятнические» скульптуры Асты Бржезицкой

Аста Бржезицкая со скульптурой «Акробатический этюд». 1968–1969. Дулёво. Источник: wikimedia.org
Аста Бржезицкая со скульптурой «Акробатический этюд». 1968–1969. Дулёво. Источник: wikimedia.org

Друзья, ко дню рождения горячо мной любимой Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 – 7 января 2004) публикую критическую заметку о бытовой фарфоровой скульптуре Асты Бржезицкой 1960-х годов. Публикация особенно цена тем, что точно датирует скульптуру «Зимнее купание» 1963 годом. Ранее в сети была обозначена неверная датировка 1950 года. Взгляните!

-2
Крюкова, Ирина Александровна. Русская скульптура малых форм / Академия наук СССР; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. – Москва: Наука, 1969. – 151 с., 30 л. ил. – С. 121, 126–127.

Где-то в середине 1950-х годов в области скульптуры малых форм появляются признаки перелома, ощущавшегося в это период и в других видах декоративно-прикладного искусства. В эти годы складывается обстановка, благоприятная для развития этой отрасли искусства в целом, и мелкой пластики в частности. Меняется само отношение к декоративно-прикладному искусству. <…> Всё настойчивее начинают звучать призывы приблизить прикладное искусство к жизни, внедрить в каждодневную действительность, осознаётся его огромное воспитательное значение.

Музей Дулёвского фарфорового завода
Музей Дулёвского фарфорового завода

В конце 1950-х годов большое внимание продолжает уделяться созданию произведений мелкой пластики, изображающих танец, в быстрых, размашистых или, наоборот, плавных движениях которого художники часто видят наиболее легкий путь, чуть ли не «готовую декоративность». Но опыт прошлого и, что особенно важно, практика современности показывают, что интересные результаты в декоративной пластике достигаются не только в передаче бурного и стремительного движения танца, пляски, бега, но и в находящихся в спокойном состоянии фигурках, где так хорошо воспринимается ритмическое течение форм и линий, где у художника не возникает соблазна композиционно-пластическое движение подменить конструктивно-физическим, и где «неподвижность», «немоту» масс и объёмов не замаскируешь протокольно-точным изображением движения человеческого тела. Начинает проясняться, что пластическое движение далеко не всегда совпадает с физическим, что «тайна» «говорящего» движения форм и линий в пластике заключается скорее в выразительном распределении скульптурных масс в свето-воздушной среде, в правильно найденном масштабном соотношении объёмов, в закономерном членении форм.

Происходящие изменения довольно ясно можно проследить на примере творчества одного из очень много работавших в области мелкой пластики художника – Асты Давыдовны Бржезицкой.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 10,5 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина / ФФС 584. Госкаталог: 23999275.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 10,5 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина / ФФС 584. Госкаталог: 23999275.

Бржезицкая – художник, прошедший большой и сложный творческий путь, характерный для многих наших скульпторов, работающих в этом жанре. Она великолепно знает свойства и возможности излюбленного материала – фарфора. В нелёгких условиях работы на заводе А. Бржезицкая постоянно обращается к решению тех задач, которые встают перед художниками в тот или иной период в данной области декоративно-прикладного искусства. Отдав в своё время дань увлечению иллюстрированием тем танца и образов народных сказок, она на собственном горьком опыте проверила возможности создания сложных многофигурных композиций; обращалась к темам, подсказанным классическими образами литературы, к жанровым сюжетам, к бытовым сценам; она, как и многие другие, порой ищет выхода в декоративность в обращении к скульптурам большего размера, уже выходящим за рамки мелкой бытовой пластики; стремится преодолеть раздробленность форм и многословность пластического языка сдержанностью росписи, переходя иногда к монохромной скульптуре, или, наоборот, усилить декоративность, прибегая к интенсивной красочной гамме.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 14,5 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1519. Госкаталог: 5390363.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 14,5 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1519. Госкаталог: 5390363.

Однако коренной переворот, освобождение от внутренних сковывающих уз, от оглядки на привычное, установившееся, происходит в творчестве Бржезицкой, как и в работах ряда других художников, лишь в самом конце 1950-х начале1960-х годов.

Уже в небольшой по размеру (около 10 см) композиции Бржезицкой 1961 года «Хор» намечается отход от иллюстративности в сторону более обобщенной трактовки образа, поиски характерного.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963 (?). Дулёво. Высота 14 см. Павловский историко-художественный музей им. Г.Ф. Борунова (Алтайский край) / П 35. Госкаталог: 36760090.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963 (?). Дулёво. Высота 14 см. Павловский историко-художественный музей им. Г.Ф. Борунова (Алтайский край) / П 35. Госкаталог: 36760090.

Искания идут ещё неуверенно: во втором варианте этой же вещи (1962) художница снова возвращается назад – композиция без надобности увеличивается в размере, благодаря чему хорошо подмеченный и развитый народный приём обобщённой и маховой росписи по носам» теряет свою оправданность, становится огрубленным; в раскраске опять появляется обилие позолоты, вызывающая яркость красок, обобщение форм приобретает неприятный оттенок нарочитости. Однако в последующих произведениях 1962–1963 годов Бржезицкая уже более уверенно и твёрдо делает дальнейший шаг в решении образа средствами декоративной пластики малых форм.

Музей Дулёвского фарфорового завода
Музей Дулёвского фарфорового завода

Так, в композиции «Зимнее купание» (другое название «Морж») привлекает прежде всего попытка выявить черты современного человека в их живом и конкретном выражении в повседневной обстановке. Делается это не в мало соответствующем возможностям декоративной бытовой пластики героическом «ключе», а в каждодневном, «обыденном» течении жизни. Художник стремится опоэтизировать самые обыкновенные будничные проявления человеческого характера. Применительно к этим вещам ещё рано говорить о полноте выражения, о непреложной убедительности сделанного художником, но путь здесь, несомненно, намечается интересный и перспективный.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купанье». 1963. Дулёво. Высота 17 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17771. Источник: vk.com
Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купанье». 1963. Дулёво. Высота 17 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17771. Источник: vk.com

В «Зимнем купании» ощущение радости жизни, бодрящей свежести зимнего утра, железного здоровья, приобретённого систематической тренировкой человека, подготовленного к работе в самых трудных условиях, к любым испытаниям, передаётся в самом построении композиции с её подчёркнуто-энергичными ритмами форм и линий, в тщательно и скупо отобранных деталях, раскрывающих и обогащающих образ. Стремительно отлетающее полотенце подчёркивает упругую лёгкость движений шагающего человека; сидящая на пеньке как бы удивлённо застывшая птичка вносит лёгкий оттенок мягкого юмора, усиливает атмосферу душевной теплоты, интимности.

-11

Безраздельно царящий снежно-белый цвет фарфорового черепка с несколькими лишь яркими ударами золотисто-оранжевого, розового поддерживает сюжетный смысл произведения, создавая ощущение зимнего пейзажа, фактически почти отсутствующего в скульптуре. Развёрнутость силуэтов, некоторая сжатость композиции в глубину, не переходящая, однако, в искусственную распластанность, даёт возможность легко представить себе эту вещь в жилом интерьере, предугадать, что она легко войдёт здесь в общий ансамбль, не загромождая помещения.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купанье». 1963. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Зимнее купанье». 1963. Музей Дулёвского фарфорового завода

Её небольшой размер (около 18 см высоты), чёткость и ясность силуэта, его ритмичность, певучесть, не оставляет сомнения в том, что вопрос места скульптуры в окружении других предметов домашнего обихода упорно занимал мысли художника.

-13

Основные тенденции деятельности Асты Бржезицкой, положительные и отрицательные стороны её произведений характерны для творческого пути многих художников. В скульптурах Бржезицкой общая линия развития проявилась, может быть, наиболее последовательно – и в своих достижениях, и в спадах и неудачах.

-14

Однако сходные процессы – от добросовестного рассказа об изображаемом – к более обобщённой характеристике, от иллюстративности – к выявлению содержания средствами пластики, от декларативного выражения темы – к более глубокому эмоциональному её раскрытию в явлениях повседневности, от помпезности – к подлинной декоративности – намечаются достаточно явственно и в созданных в конце 1950-х и особенно в начале 1960-х годов скульптурах других художников.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив