Найти тему

Что лучше - быть Маленькой рыбкой в Большом пруду или Большой рыбой в Маленьком пруду?

Оглавление

Молодой парень - большая шишка в своей школе. Он занимается спортом. У него отличные оценки, хорошее чувство юмора и много друзей.

Благодаря своей блестящей школьной учёбе его принимают в престижный университет. Но вместо того, чтобы продолжить череду подростковых успехов, наш многообещающий молодой человек терпит неудачу. Он заваливает урок. Он набирает 10 килограмм. У него мало друзей. Он погружается в депрессию. В конце года он возвращается домой, поджав хвост, чувствуя себя неудачником.

Что произошло?

Существует хорошо изученный психосоциальный феномен, который объясняет эту повествовательную арку.

Это называется эффектом большой рыбы в маленьком пруду , и понимание этого может помочь вам лучше позиционировать себя (и своих детей) для достижения успеха.

Мы - Животные, стремящиеся к статусу

Чтобы понять эффект Большой рыбы в маленьком пруду, вы должны сначала понять, что мы животные стремящиеся к статусу. Это одно из наших основных побуждений, наряду со стремлением к еде, безопасности и сексу.

Причина, по которой мы стремимся к социальному статусу, заключается в том, что это способствует нашему выживанию и успеху спаривания. Животные с более высоким статусом (включая человека) имеют больший доступ к ресурсам и самкам.

То, как мы воспринимаем себя в социальной иерархии, влияет на то, насколько энергичными и мотивированными мы обладаем. Когда мы чувствуем, что обладаем высоким статусом, выделяются химические вещества, повышающие самочувствие, такие как тестостерон, серотонин и дофамин, которые подталкивают нас делать больше того, что повышает и поддерживает наш статус. Когда мы чувствуем, что у нас низкий статус, наш мозг выделяет кортизол, вызывая у нас чувство стресса и желание весь день оставаться в своей спальне, ничего не делая. Это важный момент, когда дело доходит до понимания эффекта "Большая рыба в маленьком пруду"!

Важным фактом статуса является то, что он относителен. Абсолютного статуса не существует. Мы оцениваем свое положение в иерархии статусов, сравнивая себя с другими членами наших непосредственных социальных групп. Нам все равно, как у нас обстоят дела по сравнению с людьми, живущими в другой стране или в совершенно других социально-экономических слоях. Мы заботимся о своем положении по отношению к нашим друзьям, коллегам и ближайшим конкурентам, потому что то, как дела у наших коллег, имеет большее отношение к нашему личному успеху и процветанию.

Итак, как мы определяем свой статус в определенной группе? В нашем мозгу есть социометр, называемый медиальной префронтальной корой (MPFC), который постоянно определяет наше положение в статусной иерархии любой социальной группы, в которой мы находимся. MPFC не только оперативно вычисляет наш текущий социальный статус, но и предсказывает, как определенные действия повлияют на наше положение.

Что интересно в MPFC, так это то, что он сильнее реагирует на действия, которые, вероятно, снизят наш статус, чем на действия, которые могли бы его повысить. Наш мозг гораздо более чувствителен к статусным поражениям, чем к статусным успехам.

Эффект Большой рыбы в маленьком пруду

-2

Теперь, когда мы понимаем, что наш мозг настроен на социальный статус и влияет на наше стремление и мотивацию, мы можем понять эффект большой рыбы в маленьком пруду и почему наш воображаемый многообещающий молодой человек потерпел неудачу, когда поступил в школу высшей лиги.

В 1984 году социальный психолог Герберт Марш опубликовал статью, в которой представил эффект Большой рыбы в маленьком пруду в отношении академической я-концепции.

Академическая я-концепция - это самовосприятие учащимся своей способности успевать в школе.

Учащиеся с высокой академической я-концепцией лучше успевают в школе, потому что чувствуют мотивацию и способность учиться. Напротив, студенты с низкой академической самооценкой справляются хуже, потому что они не думают, что способны учиться, и теряют мотивацию.

Исследование Марша показало, что важным фактором, влияющим на академическую я-концепцию учащихся, является то, как они сравнивают себя с другими учащимися в своей школе или классе. Ученики с высокими достижениями в школе с низкими показателями успеваемости (big fish, little pond) имеют более высокую академическую самооценку и успевают лучше, чем столь же талантливые ученики в школе с высокими показателями успеваемости (little fish, big pond).

(Имейте в виду, что слова “большой” и “маленький”, описывающие пруд, относятся к качеству / плотности конкуренции в среде, а не обязательно к буквальному размеру среды.)

Другими словами, успехи учащихся могут существенно отличаться в зависимости от того, посещали ли они школу с более высокими или более низкими достижениями, даже если их академические способности будут одинаковыми в любом “пруду”.

Вы можете взять ученика, набравшего высокий балл по ОГЭ, и поместить его в школу, где много таких же или чуть более умных детей, и этот ученик, набравший высокий балл по ОГЭ, может оказаться в затруднительном положении, потому что он думает, что другие ученики намного умнее его. Его грубый интеллект остался прежним, но из-за этого предполагаемого поражения в статусе он теряет мотивацию продолжать настаивать на своем и может посещать менее сложные занятия или видеть, что его оценки падают.

Последующие исследования подтвердили эффект "Большой рыбы в маленьком пруду". Он затрагивает академические дисциплины, страны, пол и уровни доходов.

В своей книге "Давид и Голиаф" Малкольм Гладуэлл писал об эффекте "Большая рыба в маленьком пруду". Он рассказал об исследованиях, согласно которым большинству студентов, преуспевающих в своих школах в маленьком пруду, вероятно, было бы лучше поступить в университет в маленьком пруду с меньшим престижем, чем университет в большом пруду. Поступление в элитный университет, скорее всего, снизит их академическую самооценку (то есть статус), что, в свою очередь, снизит их мотивацию.

Последствия эффекта Большой рыбы в Маленьком пруду

Знание того, что то, как мы оцениваем себя по сравнению со сверстниками, может влиять на нашу мотивацию и стремление, должно дать нам представление о том, как мы можем настроить себя и наших детей на успех.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок преуспевал в спорте и учебе, возможно, ему стоит быть большой рыбой в маленьком пруду. Наличие высокого представления о своих способностях по сравнению со сверстниками может поддерживать у них мотивацию продолжать заниматься спортом или изучать сложный академический предмет. Чем дольше они занимаются спортом или изучают предмет, тем больше вероятность, что они в нем улучшатся. Кроме того, им просто больше понравится предмет / занятие, которое должно быть главной целью как школы, так и спорта: учиться и играть ради обучения и игры. Что касается последнего, одна из самых важных вещей в детстве - это просто развить физическую индивидуальность.

Итак, если ваш ребенок всего лишь среднестатистический баскетболист, ему может быть полезно придерживаться развлекательных лиг или играть за небольшие команды. Если вы отдадите их в высокоэффективную команду , они, скорее всего, будут деморализованы и захотят уйти.

Если у вас есть старшеклассник, который преуспел и был принят во многие колледжи, вы можете посоветовать ему поступить в одну из менее престижных школ. У них может быть больше шансов преуспеть в государственной школе с небольшим прудом, чем в элитной школе с большим прудом.

Эффект маленькой рыбки в пруду, скорее всего, распространяется и на нашу карьеру. Ориентируясь в своей карьере, подумайте о размере пруда, в котором вы плаваете. Если вы чувствуете себя большой рыбой в маленьком пруду, у вас, вероятно, более высокая самооценка и, следовательно, больше мотивации, чем если бы вы были маленькой рыбкой в большом пруду.

Более того, размышления о размере прудов в вашей карьере могут помочь вам определить, где есть возможности для роста из-за отсутствия конкуренции. Например, я знаю видеооператора, который жил в Лос-Анджелесе, и ему приходилось соревноваться с кучей других очень талантливых видеооператоров там (маленькая рыбка в большом пруду). Он добился большего успеха, переехав в Оклахома-Сити, где теперь он крупная рыба в маленьком пруду.

Хотя для достижения результатов, как правило, лучше быть большой рыбой в маленьком пруду, для некоторых людей роль маленькой рыбки в большом пруду может предоставить возможности для роста и развития. Для этих людей быть худшим в группе не деморализует их; напротив, это мотивирует их.

Итак, каким людям выгодно быть маленькой рыбкой в большом пруду? Люди с высоким чувством свободы воли, высокой самооценкой и меньшим невротизмом, как правило, лучше справляются с ролью маленькой рыбки в больших прудах.

Итак, если вы энергичная личность типа А, которая высокого мнения о себе, вам может быть полезно поискать возможности стать мелкой сошкой в море больших сыров.

Если это не по тебе, попробуй быть большой рыбой в маленьком пруду; как правило, выгодно поставить себя на место, где ты занимаешь более высокое положение на тотемном столбе, и ты чувствуешь, что обладаешь превосходным набором сильных сторон, которые ценятся и / или востребованы.