Многие зрители знакомы с этой актрисой благодаря фильму "Москва слезам не верит", где она сыграла небольшую роль. Помните генеральшу в красном костюме и смешной шляпе, которая называла своего мужа-генерала "Ежиком"? Именно эту роль и исполнила Муза Крепкогорская.
Интересно, что в реальной жизни Муза Крепкогорская была точной копией этого персонажа. Она также прожила всю жизнь в тени своего знаменитого мужа Георгия Юматова, тратя его гонорары на золото, бриллианты, хрусталь и сервизы.
Лидия Ивановна, мать Музы Крепкогорской, была дворянкой по происхождению. В детстве у нее было все: огромный богатый дом, гувернантки, домашние учителя, блестящие перспективы на будущее. Но когда ей исполнилось 16 лет, ее мать скоропостижно умерла. А отец, не выдержав даже нескольких месяцев траура, привел в дом новую жену. Это показалось молодой Лидии предательством, и она убежала из семьи.
Вскоре девушка познакомилась с музыкантом Виктором Крепкогорским, который был гораздо старше нее, и вышла за него замуж. У них появились трое детей: старшая Муза, затем вторая дочь, которая умерла еще в детстве, и сын Валера. Впоследствии Валерий Крепкогорский стал дипломатом и, по некоторым источникам, советским разведчиком.
Отец семьи, Виктор Крепкогорский, был музыкантом. Он виртуозно играл на разных музыкальных инструментах и даже некоторое время сопровождал самого Шаляпина.
Однако в середине 30-х годов, испугавшись ареста, Крепкогорский покончил с собой. В это время его дочь Муза училась в четвертом классе. После школы, обнаружив отца повешенным на веревке, девочка упала в обморок и на несколько дней потеряла способность говорить.
Через несколько лет Муза случайно нашла фотографию отца, на которой он снят вместе с Шаляпиным. По словам подруги, которая была свидетелем этого, Муза с яростью разорвала фотографию на кусочки и вскрикнула:
"Ненавижу! Как он мог так с нами поступить!"
И действительно, после потери кормильца, семья Крепкогорских жила очень трудно. Чтобы прокормить детей, Лидия Ивановна с трудом устроилась лаборанткой в химическую лабораторию МГУ. Общаясь с научными работниками, она мечтала, чтобы ее старшая дочь стала профессором или, по крайней мере, кандидатом наук. Поэтому она настоятельно советовала Музе подать документы в МГУ.
И Муза, не решившись противоречить матери, поступила на биологический факультет университета. В то же время, следуя своей давней мечте стать актрисой, она тайно сдала экзамены во ВГИК, не сообщив об этом Лидии Ивановне.
Только после прохождения одного семестра в обоих университетах, девушка набралась смелости и попросила разрешения у матери уйти из МГУ. И Лидия Ивановна, для которой ее Музочка всегда была самой красивой, самой умной и самой талантливой, согласилась.
Крепкогорская училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на их известном "молодогвардейском" курсе. И она была не просто одной из лучших студенток, но и гордостью курса, получая сталинскую стипендию.
Для Крепкогорской и ее однокурсников дипломной работой стал фильм "Молодая гвардия" Сергея Герасимова, который вышел на экраны в 1948 году. Как отличница, Муза надеялась сыграть одну из главных героинь - Любку Шевцову. Однако Герасимов неожиданно назначил на эту роль Инну Макарову, а Крепкогорской отдал роль предательницы Лазаренко. И хотя девушка была возмущена, она не могла ничего изменить. "Эта проклятая Лазаренко разрушила мою блестящую карьеру", - часто говорила Крепкогорская.
Однако, несмотря на то, что Муза ругала "Молодую гвардию", именно во время съемок этого фильма она познакомилась с Георгием Юматовым, который стал ее мужем. В отличие от Крепкогорской, Юматов не был профессиональным актером. В 16 лет он попал на фронт и участвовал в боевых действиях в Крыму, затем был зачислен на торпедный катер "Отважный" и через год стал рулевым. Георгий участвовал в боях за Вену, Бухарест и Будапешт, несколько раз был ранен и контужен.
По возвращении в Москву, Юматов случайно познакомился с известным режиссером Григорием Александровым, который пригласил его сыграть небольшую роль в своем фильме "Весна". Когда Герасимов приступил к съемкам "Молодой гвардии", Александров посоветовал ему попробовать Юматова. Правда, он сказал, что юноша мог бы немного подучиться. Однако Герасимов сразу же утвердил Георгия на роль Анатолия Попова, заявив: "Мне его нечему учить! Самородок!"
Изумительно остроумная, общительная, образованная и кокетливая Муза Крепкогорская была очень популярна среди парней. Неудивительно, что Юматов сразу же влюбился в нее без памяти. Отныне он всегда следовал за своей Музочкой, а она смеялась и щедро позволяла ему любить себя.
Кстати, только после свадьбы Юматов узнал, что его жена на самом деле не блондинка, а окрашенная брюнетка. Просто однажды Муза удачно придумала себе образ "белой и пушистой кошечки" и всю жизнь старательно его поддерживала.
2 декабря 1947 года состоялась великолепная свадьба студентов. И хотя на столе не было особых кулинарных изысков, праздник получился веселым. Правда, по воспоминаниям Маргариты Жаровой, однокурсницы Музы, жених к середине торжества уже был "выпивший". Но это не смутило молодую невесту: уложив Жорика спать, она продолжила танцевать с гостями.
Сначала молодожены жили вместе с мамой Музы. Лидия Ивановна обожала свою дочь и удовлетворяла все ее капризы. Она старательно освобождала ее от домашних обязанностей.
Актриса Татьяна Конюхова вспоминала:
Муза знать не знала, что такое хозяйство, ничего не умела делать по дому, поскольку вся была в искусстве. «Жоржик, ну ты же знаешь, мне некогда» – на бегу бросала мужу легкомысленная Муза и убегала.
Когда мать умерла, все хозяйственные дела легли на плечи Юматова. Все, кто хорошо знал их семью, говорили, что когда Георгий возвращался с гастролей, он сам становился за плиту.
Творческая карьера супругов также успешно развивалась. В 50-х и 60-х годах и Юматов, и Крепкогорская были среди самых востребованных артистов. Однако, Георгию все же везло больше - его часто приглашали на главные роли. Музе же доставались только эпизодические роли.
Самыми заметными работами Музы в то время были фильмы "Случай в тайге", "Ляна", "Чемпион мира", "В погоне за славой", "Рядом с нами", "Очередной рейс".
Но Муза не отчаивалась и с нетерпением ждала своего звездного часа. Чтобы не упустить желанную главную роль, Крепкогорская отказывалась от детей, когда муж говорил о них: какие могут быть пеленки и горшки, когда удача уже скоро улыбнется ей.
Поэтому, несмотря на просьбы Юматова сохранить ребенка, Муза делала аборты один за другим. Однако после очередной чистки врачи сообщили ей, что она больше никогда не сможет забеременеть.
Узнав об этом, Юматов ушел из семьи. Несколько лет они жили раздельно, хотя не разводились. И все эти годы, по словам друзей, Крепкогорская умоляла мужа вернуться. И Георгий не устоял.
В конце 60-х годов после фильмов "Разные судьбы", "Стряпуха" и "Первое свидание" Юматов стал настоящей звездой. Муза же оставалась одной из многих блондинок с кудряшками.
Соглашаясь на съемки, Георгий часто просил режиссеров дать роль его любимой Музе.
Со временем режиссеры привыкли приглашать Юматова только с его женой. Дело в том, что с годами Георгий стал еще больше увлекаться алкоголем. И только Крепкогорская знала, как быстро привести Жорика в форму, чтобы он не нарушил съемки.
Друг семьи Николай Ларин рассказывал:
Она имела на мужа сильное влияние, могла проследить за тем, чтобы он достойно выдержал напряженный режим съемок, не сорвался.
Они снялись вместе в таких фильмах, как "Шторм на суше", "У матросов нет вопросов", "Внимание всем постам", "Не забудь, станция Луговая", "Офицеры" и других. С появлением популярности у Юматова появились многочисленные поклонницы, и артист часто вступал в романтические отношения. Кстати, Муза тоже иногда имела романы. "Муза манипулировала Жоржем, как хотела. Только она могла заставить Жору уйти в запой или, наоборот, если ей это было выгодно, - спровоцировать его настоящую любовь. В такие моменты она хлопала дверью и убегала на свидание", - вспоминали друзья Юматова. Многие знакомые не могли понять, как эти два таких разных человека могли быть вместе. Юматов был красивым и сильным мужчиной: военная выправка, большие голубые глаза, врожденная артистичность и поразительная простота. Крепкогорская была небольшого роста блондинкой с пухлыми щечками и ямочками, поражающая всех своим остроумием, образованностью и общительностью. У них даже вкусы были разные. Георгий любил охоту, рыбалку, песни у костра... А Муза обожала золото, бриллианты и дорогую посуду. Но Юматов не считал увлечение жены неприличным. Он с удовольствием наблюдал, как Муза тратит все его гонорары в комиссионках, пока сам ел дешевые котлеты из кулинарии. Крепкогорская не смущалась этим и говорила подругам, покупая себе новое кольцо или браслет: "Подумаешь, Жора еще заработает".
В 70-х годах они получили просторную трехкомнатную квартиру. Весь день Муза бегала по комиссионным магазинам в поисках мебели, ковров, хрусталя и сервизов.
У Крепкогорской была еще одна страсть - наряды. По словам друзей актрисы, у нее было очень много одежды. И даже несмотря на то, что многие из них вышли из моды, Муза не могла расстаться с ними.
Николай Ларин рассказывал:
Ей было нужно все. Такой завал был, просто ужас – она любила одеться. И, в общем-то, делала это неплохо. Но в одежде не хватало вкуса, какой-то изюминки.
В 1979 году Муза Крепкогорская снялась в фильме "Москва слезам не верит" (кстати, снова вместе с Юматовым). Она исполнила небольшую роль генеральши в красном костюме и странной шляпе, украшенной множеством пакетов и свертков. По словам всех знакомых, в этом фильме Муза сыграла саму себя. Ведь она была точно такой же в реальной жизни.
В 80-х и начале 90-х годов Муза Крепкогорская продолжала сниматься в кино, но по-прежнему играла только маленькие роли. Зрители могли запомнить ее по фильмам "Отцы и дети" (мать Базарова), "Топинамбуры" (тетя Маша), "Частный детектив или Операция "Кооперация"" (соседка), "Артистка из Грибова" (пассажирка).
В 1995 году в семье Юматовых случилась трагедия. Георгий Александрович, находясь в состоянии алкогольного опьянения, застрелил человека из ружья. Артисту грозило 10 лет тюрьмы, но благодаря амнистии он отсидел только два месяца.
После этого случая Юматов стал избегать людей и, встречаясь со знакомыми, скрывал глаза и убегал. Он стал еще больше пить, но теперь вместе с Музой.
Татьяна Конюхова вспоминала:
В конце концов, и Музочка заболела той же болезнью, что и Жорик. Вот и выходило, что когда он завязывал, зашивался и брал себя в руки, она частенько провоцировала его на новый запой. И они, таким образом, шли к своей гибели…
В октябре 1997 года, всего за два месяца до своей золотой свадьбы, Георгий Юматов скончался. Оставшись одна, без своего любимого Жорика, Муза почувствовала, как важен он был для нее в полной мере. Она поняла, что все эти годы она жила рядом с ним, как за непроницаемой стеной.
После похорон своего супруга, Крепкогорская начала продавать все свое накопленное богатство - сервизы, золото, хрусталь. И с полученными деньгами она продолжила сильно пить.
В июне 1999 года Крепкогорская перестала отвечать на телефонные звонки. 6 июня подруга актрисы, воспользовавшись своим ключом, открыла дверь и обнаружила ее мертвой. Музу Крепкогорскую похоронили в одной могиле с мужем. Она не дожила всего несколько дней до своего 75-летия.