Одна из старинных тульских улиц, которая находится в бывшей знаменитой Кузнецкой слободе, где когда-то жили и творили мастера самых различных оружейных профессий, сейчас называется Луначарского. Некоторые ошибочно полагают, что такое название она получила в честь народного комиссара просвещения первого советского правительства Анатолия Васильевича Луначарского. Но это не так. Улица носит имя Платона Луначарского – профессионального российского революционера и старшего брата наркома СНК РСФСР.
Платон Васильевич Луначарский, врач по образованию, был активным и влиятельным деятелем российского социалистического движения. Осенью 1901 года за антиправительственную политическую деятельность был выслан из Москвы в Тулу, где сразу организовал комитет РСДРП и стал его первым председателем. Несмотря на плохое здоровье (от инсульта П.В.Луначарский был прикован к постели, передвигался только с посторонней помощью), организовывал митинги, готовил отчёт ко II съезду РСДРП, писал и редактировал выпускавшиеся комитетом листовки, организовал публикацию нелегальной газеты.
Осенью 1904 года Платон Васильевич вместе с женой Софьей Луначарской,урожденной Черносвитовой, получил разрешение выехать на лечение в Киев, где он после неудачной операции и скончался. Но туляки не забыли старого революционера и, когда пришли к власти, назвали в честь него улицу.
А раньше эта улица называлась Георгиевской – по храму Святого Георгия на Хопре, который воздвиг на свои средства известный воевода, стольник Михаил Афанасьевич Арсеньев. По богатству внутреннего убранства и количеству хранившихся изделий из драгоценных металлов этой церкви не было равных в Заречье. Рядом с церковью у небольшого ручейка и озерца находилась торговая площадь
В конце 1680 - 1690-х гг. из-за этой площади возник спор между казенными кузнецами и стольником Михаилом Арсеньевым. По утверждению оружейников, здесь они издавна «торговали угольем и простреливали на том месте казенное ружье». Арсеньев же сообщал, что спорное место принадлежало его отцу, только документ, подтверждающий это, сгорел при пожаре в тульской его деревне; стольник хлопотал о повторном закреплении участка и добился-таки указа в свою пользу. Кузнецы решению противились. Арсеньев потребовал их к суду. Трое представителей от мастеров Кузнецкой слободы - староста Никифор Орехов, кузнецы Никита Демидов и Исай Мосолов, - отправились в Москву и выступили со встречным иском: заявили, что приехали «к Москве бить челом великим государем на него, Михайла Арсеньева, об очистке торговой нашей площади, которую загородил он, Михайло, себе во двор и завладел без крепостей». Сославшись на полученный слободой заказ на изготовление 2000 пищалей, они просили, чтобы Арсеньеву было указано «иску своего искать», когда они будут сделаны и сданы. В ответ воеводе было предписано сообщить кузнецам о необходимости выслать в Москву одного - двух доверенных представителей «встать к иску» в Оружейной палате.
Власти оказались в затруднительном положении. В первую очередь они должны были, конечно, поддерживать интересы оружейников, но и выступать против Арсеньева опасались. Он был не просто заслуженный воевода, но и отец трех дочерей Дарьи, Варвары и Ксении, которые служили комнатными барышнями при любимой сестре царя Наталье Алексеевне.
Через любимую сестру царя Арсеньеву удалось решить спор в свою пользу.
В дальнейшем позиции стольника только укрепились. Одна из дочерей – Варвара стала гоф-фрейлиной императрицы Екатерины; имела влияние на царя Петра и князя Меншикова, другая дочь Дарья вышла замуж за генералиссимуса, светлейшего князя Меншикова, их дочь чуть не стала императрицей.
Михаил Афанасьевич Арсеньев умер 1697 году и был похоронен возле Георгиевской церкви.
Не остались в накладе и выборные от Кузнецкой слободы Мосолов и Демидов. После личного знакомства с царем и род Мосоловых и род Демидовых стали крупнейшими промышленными династиями России.
Оригинал статьи размещён на нашем сайте: https://visittula.com/articles/ulitsa-lunacharskogo/