Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как ЧП с ребёнком превратить в рекламную акцию

11-летний мальчик упал в колодец, но спасать его не торопятся: ведь

из этой драматичной истории можно сделать отличную пиар-кампанию, рассказав, галеты какого бренда помогают мальчуган выживать или какая марка табачных изделий или лекарств поддерживает родителей.

Такой сюжет придумали сценаристы ленты, поначалу так и называвшейся — «Колодец». Однако ближе к концу съёмок она получила новое название, уже куда более интригующее, — «Выигрыш одинокого коммерсанта».

Кадр из фильма «Выигрыш одинокого коммерсанта»
Кадр из фильма «Выигрыш одинокого коммерсанта»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарист и режиссёр Себастьян Аларкон, чилиец, окончивший ВГИК, начинал в советском кино как автор жёстких картин о событиях, происходивших в семидесятые на его родине. Его полнометражный дебют «Ночь над Чили» (1977) во многом выглядит как хроника — настолько документально и бескомпромиссно там изложены события политического переворота 1973 года под управлением Аугусто Пиночета (этот фильм советую отдельно. Страшный сюжету, но прекрасно снятый). Но в середине восьмидесятых в творчестве Себастьяна Аларкона случился небольшой поворот:

он начал переходить от политического кино к лентам-притчам, наполненными аллегориями и намёками.

Случилось это не в последнюю очередь благодаря знакомству со сценаристом Александром Адабашьяном. Их первый совместный сценарий —от самый «Колодец», а экранизировал сценарий сам Себастьян Аларкон и выпустил как «Выигрыш одинокого коммерсанта».

Режиссёр позже говорил, что эта картина стала для него этапной. Потому что на этот раз в центре истории — не политико-социальные трансформации, а жизнь обычного среднего человека, далёкого от глобальных проблем в его стране, интересующегося лишь обыденностью. Это Рауль Санчес по прозвищу Помпонио, мелкий предприниматель, живущий с матерью в собственном небольшом домике, ездящей на собственной, пусть и не новой, машине, торгующий в собственной лавке и проводящий досуг в местном «клубе для избранных» с броским названием «Гаити», где девушки развлекают гостей танцами и не только. Как-то Рауль и его приятели узнают, что рядом с городом случилось ЧП:

парнишка 11 лет провалился в колодец и его не могут достать. Приятели Рауля уверены, что немедленно прибудут влиятельные покровители с Севера

(а действие, как обычно в фильмах Себастьяна Аларкона, происходит в некой латиноамериканской стране, так что властители с Севера — это просто эвфемизм для американцев) и мальчика спасут. Однако у Рауля есть сомнения. Компания затевает спор, ставка в котором весьма серьёзна. И если мальчика всё-таки не спасут, то Рауль неплохо обогатится. Меж тем, вокруг ЧП с колодцем уже начинается целая история, хотя сам пострадавший мало кого интересует, главное — привлечь побольше внимания публики, рекламируя те или иные товары. Судьба парня заботит лишь его сестру Виолетту, которая хочет хоть немного заработать, пытаясь устроиться в «Гаити».

Кадр из фильма. Галина Левина в роли Нанси и Сергей Газаров в роли Рауля
Кадр из фильма. Галина Левина в роли Нанси и Сергей Газаров в роли Рауля

Раулю же предстоит знакомство с эффектной соблазнительной танцовщицей Нанси, из-за которой кое-какие его взгляды на жизнь поменяются. Ну а чем закончится история упавшего в колодец ребёнка, узнайте из фильма.

«Выигрыш одинокого коммерсанта» стало для Себастьяна Аларкона знаковым ещё и потому, что он нашёл «своего» актёра, которого позже снимал почти во всех фильмах.
Кадр из ильма. Сергей Газаров
Кадр из ильма. Сергей Газаров

Главную роль Рауля «Помпонио» Санчеса получил начинающий артист Сергей Газаров. Он уже успел несколько раз появиться на экране, однако появления эти были проходными и малозаметными. У Аларкона Сергей Газаров впервые сыграл большую роль, центральную, и после этого его кинокарьера стала активно двигаться.

Кадр из фильма. Всеволод Шиловский
Кадр из фильма. Всеволод Шиловский

Друга Рауля Серафино, владельца «Гаити» сыграл Всеволод Шиловский, а во второстепенной роли появился Сергей Юрский. Оба тоже ещё не раз снимутся у Себастьяна Аларкона.

Кадр из фильма. Сергей Юрский
Кадр из фильма. Сергей Юрский

В роли танцовщицы Нанси — Галина Левина, роль Виолетты, сестры упавшего в колодец мальчика, — Ирина Газарова, тогда супруга Сергея. Для Ирины эти съёмки стали в кино дебютом, но довольно быстро она поняла, что ей интереснее другая область — журналистика. После развода с Сергеем Газаровым она вернула девичью фамилию Палей, под которой и стала известна как журналист и телеведущая.

Кадр из фильма. Ирина Палей
Кадр из фильма. Ирина Палей

Небольшую роль матери Рауля получила Кира Головко.

Кадр из фильма. Кира Головко
Кадр из фильма. Кира Головко

Но, конечно же, самой яркой во всех смыслах героиней была танцовщица «Гаити» Бамбарелла, самоуверенная и развязная красавица, популярная у местных мужчин. В этой роли — Любовь Полищук. Занятно, что параллельно актриса снималась в лирической ленте Александра Итыгилова «Если можешь, прости» (1984), где представала пусть и тоже в каком-то смысле роковой женщиной. но всё-таки не столь распущенной.

Кадр из фильма. Любовь Полищук
Кадр из фильма. Любовь Полищук

В небольших ролях можно увидеть Нину Тер-Осипян (тоже актриса из числа «аларконовских»), Владимира Татосова,

Кадр из фильма. Игорь Дмитриев
Кадр из фильма. Игорь Дмитриев

Игоря Дмитриева в весьма необычном образе латиноамериканского мачо-певца и любимца всей страны, автора массы крылатых фраз спортивного комментатора Котэ Махарадзе в образе влиятельного человека. И, кажется, это первый раз, когда Котэ Махарадзе сыграл в кино не себя, а действительно настоящего киноперсонажа.

Кадр из фильм. Котэ Махарадзе
Кадр из фильм. Котэ Махарадзе

Фильм «Выигрыш одинокого коммерсанта» вышел в конце 1984 года. В части зрительского интереса он уступил предыдущим лентам Себастьяна Аларкона, но, что интересно, во многом предвосхитил будущее, а некоторые сюжетные повороты и фразы, похоже, вообще будут всегда актуальны (один небольшой монолог героя Сергея Юрского про врача и курение чего стоит!).

Фото со съёмок. Галина Левина и Сергей Газаров
Фото со съёмок. Галина Левина и Сергей Газаров

Опубликованная в «Спутнике кинозрителя» рецензия отметила, что режиссёр, взяв в качестве героя обычного человека, хотел доказать

«… что нельзя называться человеком, если ты погребён заживо в наглухо закрытом склепе самодовольства и благодушия, если все твои помыслы только об одном — не видеть, не знать, не участвовать. Даже если рядом страдают и мучаются люди. Страдают и от твоего равнодушия тоже…».

Ну и в финале предлагаю подумать о мысли, мимоходом высказанной в фильме, — «кредит придуман для тех, кто верит в бессмертие». Это, напомню, начало восьмидесятых. Согласны с этой идеей?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: