«Раньше люди скрывали, что они бы*ло. Теперь это стало предметом гордости», — так высказался о революционных матросах лейтенант, не разделяющий настроений подчинённых. Однако капитан корабля, аристократ и дворянин, чуть позже оппонировал:
«Называть свой народ скотом и быдлом я не позволю».
Эти фразы прозвучали в фильме 1970 года «И был вечер, и было утро…», посвящённом предреволюционным событиям 1917 года.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Началась история фильма задолго до того. В 1927 году писатель и драматург Борис Лавренёв написал пьесу «Разлом», довольно быстро ставшую популярной. В 1950 году вышел телеспектакль БДТ с одноимённым названием, а спустя 20 лет было принято решение снять полнометражную картину.
Сценарий поручили Эдуарду Володарскому, тогда ещё молодому автору, у которого было всего несколько работ.
Володарский несколько вольно обошёлся с оригиналом, так что в итоге лента получилась не экранизацией пьесы, а приблизительным изложением,
фильмом по мотива «Разлома» (что, собственно, и указано в титрах). Главными героями её стали моряки: командир корабля, офицеры и матросы.
Разворачиваются события на крейсере «Заря», у которого был реальный прототип — легенда Балтфлота крейсера «Аврора».
Постановкой занялся Алексей Салтыков. Режиссёр и сценарист намерены были раскрыть характеры героев, а не просто показать внешнюю сторону событий, поэтому отбирали исполнителей придирчиво. И выбор этот оказался очень небанальным.
Так, роль капитана «Зари» Берсенева, лояльного к революционным веяниям, сыграл Борис Кудрявцев. Салтыков отлично знал актёра: Борис Кудрявцев снялся в двух его предыдущих лентах, «Бабьем царстве» (1967) и «Директоре» (1969). Правда, там актёр представал человеком из народа, теперь же ему надо было перевоплотиться в представителя благородного сословия. И для Бориса Кудрявцева это стало своего рода вызовом, возможностью показать себя с иной стороны, так что приглашение режиссёра он с удовольствием принял. Так же попала в фильм и Светлана Жгун, ставшая старшей дочерью капитана «Зари» Татьяной. Она тоже появилась в «Бабьем царстве» и «Директоре» и сработалась с Алексеем Салтыковым.
Роль бескомпромиссного, но действительно справедливого председателя судового комитета Артёма Годуна получил 27-летний Михаил Голубович, актёр на тот момент не слишком известный. А вот его идеологического противника, лейтенанта Штубе, который служит всё на той же «Заре», а заодно является зятем капитана Берсенева, изобразил Юрий Соломин. Это, кстати, был опыт любопытный, поскольку Юрию Соломину прежде не приходилось играть отрицательных персонажей.
Алексей Салтыков умышленно предложил ему образ яростного контрреволюционера, чтобы зрители задумались над его характером: с одной стороны, актёр обладал располагающей, «положительной» внешностью и уже тогда отличался сдержанной манерой игры, с другой стороны, ему требовалось показать не просто раздражение Штубе от происходящего, а едва ли не классовую ненависть к матросам. Дополнительно осложняло жизнь Штубе ещё и то, что его жена Татьяна, дочь Берсенева, поддерживала отца в его лояльности к революционерам и была неравнодушна к Годуну.
Роль младшей дочери капитана получила Елена Соловей, тоже пока актриса с небольшим опытом. Её героиня, немного ветренная, немного наивная, но в целом безобидная. пребывала в каком-то своём мире, скучая в буднях. В общем-то, такой образ Елена Соловей будет потом в кино примерять регулярно.
А ещё очень интересны маленькие роли Киры Головко, экранной жены Берсенева, Евгения Лебедева, Евгения Матвеева (который тоже сыграл редкую для себя роль контрреволюционера), Бориса Хмельницкого (ах, как игрив его поручик Полевой!), Юрия Каморного, Александра Кайдановского (ему вообще не досталось слов), Вячеслава Невинного, Семёна Морозова. Всем им досталось по чуть-чуть экранного времени, но все они оказались весьма яркими персонажами, которые запоминаются.
Рабочим названием фильма было «И был вечер, и было утро…», но до последнего момента не было понятно, с каким названием лента выйдет в прокат. В конце концов оставили именно такой вариант, и это не может не удивлять, поскольку
фраза «и был вечер, и было утро…» позаимствована из Ветхого завета. Для семидесятых называть фильм про революцию цитатой из Библии — это даже не новаторство, а дерзость, и непонятно, как пропустила фразу цензура.
Снимали «И был вечер, и было утро…» частично в павильонах «Мосфильма», где выстроили многоэтажные декорации, а частично на самом крейсере «Аврора». Кстати, одним из консультантов картины был капитан первого ранга Юрий Фёдоров, который с 1964 года был командиром «Авроры». Он же помог организовать съёмки на крейсере. Но там были сняты лишь эпизоды на палубе, а сцены «внутри корабля» пришлось создавать на киностудии: в крошечных отсеках киношники с оборудованием просто не помещались.
И вот ещё один любопытный факт. Композитором в титрах к «И был вечер, и было утро…» указан Андрей Эшпай. Однако за кадром
в одном из эпизодов звучит песня «Губы окаянные» в исполнении Юрия Каморного
(широко известной она станет позже. когда выйдут «Пять вечеров» Никиты Михалкова). Автор песни — бард Юлий Ким, который в те годы числился в неблагонадёжных. Очевидно, поэтому в титрах его не указали.
«И был вечер, и было утро…» — не самая известная работа Алексея Салтыкова. Критики встретили ленту прохладно, поэтому большой популярности она не получила. Но фильм определённо небезынтересен и просмотра заслуживает. Безусловно, он выдержан в духе идеологии, но герои получились не плоскими, не картонными, а живыми (хотя и не все, конечно).
А вам этот фильм знаком?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: