Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Французский детектив, разыгранный грузинкой в Москве

Режиссёр Алла Сурикова начала карьеру с комедийных историй. Первым её самостоятельным фильмом стала лента «Суета сует» (1979), через два года вышла крайне успешная картина «Будьте моим мужем», а ещё через год в руки Суриковой попала французская пьеса в жанре иронического детектива. В нашей стране в начале восьмидесятых жанр был известен мало, фильмы такого плана не снимались, но Сурикову пьеса зацепила, и она решилась сделать кино с символично-французским названием «Ищите женщину».

Кадр из фильма «Ищите женщину»
Кадр из фильма «Ищите женщину»

Первой актрисой, которую выбрала режиссёр, была грузинка Софико Чиаурели. Выбор был, скажем прямо, удивительный, и худсовет пришёл в изумление.

Софико хоть была актрисой самобытной, ни на кого не похожей, но внешностью обладала специфической, да и по-русски говорила с лёгким акцентом. На утончённую элегантную парижанку артистка никак не тянула.

Мало того, прежде Чиаурели снималась в картинах серьёзных и зарекомендовала себя как актриса драматическая. Чиновники совершенно не видели её в образе секретарши-болтушки, взбалмошной. эксцентричной и непредсказуемой. Категорически не одобрил кандидатуру Чиаурели худрук объединения телефильмов Сергей Колосов, который не скрывал желания увидеть в роли неуёмной любительницы сплетен Алисы свою супругу Людмилу Касаткину.

Алла Сурикова не побоялась вступить в противостояние с худсоветом и всё-таки пробила кандидатуру Чиаурели. Кстати, и для самой актрисы это был своего рода эксперимент по смене амплуа. Забегая вперёд, напомню, что

мадемуазель Пастик из «Ищите женщину» стала визитной карточкой Софико Чиуарели,

так что эксперимент без сомнений удался.

Партнёром Софико стал Леонид Куравлёв. Правда, он не был единственным претендентом, пробовались и другие исполнители, например, Михаил Ульянов, который потом предпочёл уйти в картину Никиты Михалкова. А вот с Леонидом Куравлёвым Алла Сурикова была уже знакома: они вместе поработали над лентой «Суета сует». Сыграл роль и тот факт, что

Куравлёв и Чиаурели, игравшие бывших влюблённых, были не только одногодками, но и однокурсниками по ВГИКу

и давно приятельствовали. Им легко было работать друг с другом, поэтому и на экране они смотрелись вместе органично.

Быстро утвердили и Сергея Юрского, тогда уже очень знаменитого. Юрский был человеком энциклопедических знаний (и об этом говорят все его коллеги), ценил французскую литературу и разбирался в ней, что пришлось Алле Суриковой по вкусу. Кроме того, Юрский был артистом очень опытным и даже иногда помогал Суриковой режиссировать. Также

беспроблемно попала на площадку Елена Соловей, представшая в привычном образе томной светской львицы,

скучающей жены мэтра Роше, сыгранного Юрским.

Более молодое поколение представили Александр Абдулов, Леонид Ярмольник и Елена Укращёнок. Ярмольник, который, к слову сказать, на пробах обошёл Олега Меньшикова, на съёмках проявил комедийное дарование, так что именно «Ищите женщину» во многом подарило ему образ комического исполнителя.

Елену же, которая до того снялась лишь в одной эпизодической роли, Алла Сурикова выбрала за эффектный несоветский вид.

Вирджиния в её исполнении оказалась такой по-французски кокетливой и одновременно циничной, что позже цензоры сочли, что героиня переходит рамки морали и отпускает непотребно фривольные шутки.

Ну и обязательно нужно вспомнить про конкурентку мадемуазель Пастик, вторую секретаршу мэтра мадемуазель Бриссар.

Старой девой, обросшей комплексами и безнадёжно влюблённой в босса, стала Людмила Дмитриева.

Она успешно играла на сцене МХАТа, а в её фильмографии насчитывалось уже больше десятка ролей, но всё это были эпизоды. Заметной киногероиней Людмиле довелось стать впервые, и роль стала для судьбоносной: актрису и по сей день вспоминают как скромницу из комедии «Ищите женщину».

На съёмки фильма Алле Суриковой бюджет выделили более чем скромный.

Все сцены снимали в одном помещении в павильоне студии «Мосфильм». Почти все актёры снимались в своих нарядах.

Исключением стали только Людмила Дмитриева, для которой сшили унылые, чуть ли не монашеские наряды, и Елена Соловей, которой по роли полагалось дефилировать в шубе, эффектных костюмах и драгоценностях. Шикарное облачение для Соловей предоставила студия.

Особую сложность вызвало создание декораций. Алла Сурикова рассказывала, что

ради съёмок она нашла адреса всех французских компаний, которые были тогда в Москве, ходила по офисам и буквально выпрашивала мелочи,

которые потом оказались в кадре. А фуражку герою Леонида Ярмольника, игравшего парижского полисмена, временно предоставил охранник французского посольства.

При первом просмотре картины

худсовет её раскритиковал. Ленту назвали скучной, актёрский состав - слабым. Были претензии и к некоторым репликам героев, которые сочли легкомысленными и даже малоприличными

(в первую очередь речь шла о Вирджинии). Но режиссёр, как и вначале, снова вступилась за детище. Благодаря упорству Суриковой из двухсерийной картины почти ничего не вырезали, что было по тем временам редкостью.

Премьера иронического детектива «Ищите женщину» состоялась в новый 1983 год. И в отличие от чиновников зрители увидели на экране не нудное действие, а интригующую историю про странное убийство, приправленную изрядной долей юмора.

А вы почувствовали парижский флёр этого камерного советского фильма?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2