Виктор Кусков в годы Великой Отечественной служил мотористом на торпедном катере, совершил свыше 40 морских походов, участвовал во множестве сражений. В критические моменты боев он самоотверженно спасал горящий корабль, получил несколько тяжелых ожогов и осколочных ранений. В сегодняшнем материале расскажем, как Кусков закрыл голыми руками пробитый маслопровод и за что он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Спасение экипажа катера
Виктор родился 2 ноября 1924 года в деревне Перелоги Тверской губернии, а после окончания семилетки трудился счетоводом в местном колхозе. Когда Кускову исполнилось 18 лет, его призвали на службу и зачислили в учебный отряд Северного флота. В 1943 году он успешно окончил его и был принят на службу мотористом торпедного катера 1-го гвардейского дивизиона Балтийского флота.
Виктор воевал на катере Г-5, который планировался для стремительных атак кораблей в прибрежных водах. Конструкторы сделали основной упор на скорость: корабль получился легким и быстрым. Такая концепция имела и свои недостатки, Г-5 не мог свободно действовать при волнениях на море, имел небольшой запас хода и слабое стрелковое вооружение. Основным аргументом катера были две торпеды калибром 533-мм. В годы Великой Отечественной эти катера редко действовали в узкой полосе у берега, как изначально планировалось. На практике катера Г-5 выполняли совсем другую работу: действовали на коммуникациях, высаживали десанты, эвакуировали раненых с передовой, сопровождали транспорты, совершали ночные рейды, боролись с тральщиками противника и устанавливали минные заграждения.
Г-5 стали самыми массовыми кораблями советского флота, их было выпущено 333 штуки. Когда крупные надводные корабли Балтийского флота оставались на своих базах из-за риска подорваться на мине, торпедные катера активно применялись для решения боевых задач. Виктор совершил 42 морских похода, не раз участвовал в боях с противником. Во время одного из сражений 1943 года прямым попаданием снаряда в моторный отсек был разбит левый мотор и поврежден маслопровод правого мотора. Командир отделения мотористов получил тяжелое ранение, а сам Кусков был контужен. В этот критический момент судьбу катера решали несколько секунд. Если бы правый мотор остановился, то Г-5 бы потерял ход и был уничтожен противником.
Кусков немедленно принял решение. Преодолевая боль, он ползком добрался до правого мотора. Времени на поиск какого-то материала не было, поэтому краснофлотец голыми руками закрыл пробоину в маслопроводе. Горячее масло и раскаленный металл серьезно обожгли руки. У Виктора разламывалась от боли голова, но он держался за пробоину, боясь потерять сознание. Кусков оторвал обожженные руки от маслопровода лишь когда катер оторвался от противника. Поврежденный Г-5 успешно отбуксировали на базу, а Виктора доставили в госпиталь с тяжелыми ожогами. После длительного лечения моряк вернулся в строй.
Героический поступок
Моторист успешно выполнял задания. Он проявил себя не только как храбрый воин, но и как профессиональный специалист. Кусков участвовал в судоремонтных работах по клепке корпусов катеров. Он перевыполнял нормы на 150-200%, сохраняя высокое качество ремонта. А боевая работа продолжалась, и 1 июля 1944 года отряд из четырех катеров обнаружил вражеский конвой из семи боевых кораблей. Один Г-5 поставил дымовую завесу, остальные отправились в торпедную атаку. По ним били свыше сотни орудий врага, однако катерники не отвернули назад. В ходе сражения они нанесли значительный урон врагу, но и сами понесли потери.
Один из снарядов зацепил Г-5 лейтенанта Михаила Хренова, где находился и моторист Кусков. От прямого попадания вспыхнул пожар, при взрыве Виктор ударился головой о переборку и на миг потерял сознание. Когда он очнулся, то увидел, что его помощник, юнга Дьяков, погиб. Сам Кусков был ранен осколками в голову и спину. Возгорание в моторном отсеке могло в любую секунду привести к детонации бензиновых баков. Однако краснофлотец остался на посту и начал бороться с огнем и затоплением, вновь получив тяжелые ожоги. Только после прямого приказа Кусков покинул пост и выбрался наверх.
К тому моменту в живых осталось четыре члена экипажа, все они был ранены: командир катера Михаил Хренов, его помощник Николай Прушинский, старшина мотористов Григорий Матюхин и моторист Виктор Кусков. Хренов приказал покинуть тонущий катер, по требованию устава и традициям командир должен был оставить корабль последним. Однако лейтенант с помощником были тяжело ранены и не могли самостоятельно сделать это. Тогда Кусков с Матюхиным надели на них спасательные пробковые пояса и вместе с ними покинули Г-5. Соленая вода разъедала раны и обожженное тело, однако моряки не сдавались. Тяжелораненые Хренов и Прушинский просили оставить их и спасаться самим, однако Кусков с Матюхиным не бросили офицеров, поддерживая их на плаву. Через два часа он дождались помощи и были спасены.
Кусков с тремя тяжелыми ранениями и многочисленными ожогами долго проходил восстановление. Врачи насчитали в его теле свыше 20 осколков! Моряк преодолел все трудности, восстановился и вновь вернулся в строй. За свой подвиг Виктор Дмитриевич Кусков был удостоен звания Героя Советского Союза. Он прошел Великую Отечественную, затем окончил Ленинградское высшее военно-морское политическое училище и служил на флоте до 1955 года. После увольнения жил и трудился в городе Пушкин. Старшина мотористов Григорий Иванович Матюхин также стал кавалером Золотой Звезды. А спасенные офицеры Михаил Никитович Хренов и Николай Васильевич Прушинский, к сожалению, скончались от полученных ранений.
Узнать больше о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода