Почти пять лет на дачу ездила только Варвара Ивановна, дочь Татьяна с зятем Олегом категорически отказывались даже помогать маме вскопать огород. «Тяжело, конечно», - жаловалась Варвара Ивановна соседке по даче, - «У меня на сложные работы и сил нет уже, возраст все-таки. Может кого нанять? Надо узнать, сколько возьмут за перекопку всего участка». Соседка, которой помогали три сына и зять, участливо кивала и соглашалась: «Да поспрошай, может и почти задаром сделают».
На покупку дачи Варвара Ивановна копила деньги три года. Долго выбирала участок, чтобы и от садового автобуса было недалеко, и цена не слишком высокая. Отсутствие деревьев на участке ее не пугало, проще свои посадить и подождать немного, пока плодоносить начнут. Когда-то давно у них с мужем была хорошая добротная дача в коттеджном поселке, но при разводе супруг ее забрал себе, взамен оставив Варваре с дочерью квартиру.
И вот теперь подросшая и вышедшая замуж Таня смысла в этой даче не видела. «Олежек зарабатывает хорошо, зачем нам еще на даче горбатиться? Любые овощи и фрукты купить можно. Даже с доставкой», - объясняла матери дочь. Варвара Ивановна грустно качала головой и говорила: «Ну хоть мне бы помогли, если сами ничего не хотите с дачи кушать. Да и воздух там свежий, отдыхать хорошо». «Мы тебя не заставляли эту дачу покупать, а свежий воздух в Турции еще лучше», - фыркала в ответ Таня. «Да пусть будет дача, лишнюю землю и продать можно при необходимости», - размышлял вслух Олег.
Варвара Ивановна не обижалась на дочь. «Не понимает ничего, глупышка», - качала головой женщина и продолжала каждые выходные обрабатывать землю и закатывать каждую осень банки с соленьями и вареньями. Но Олег, действительно, неплохо зарабатывал айтишником. Дочка тоже дома не сидела, работала в торговой фирме менеджером. Варвара Ивановна была рада за детей, что их жизнь сложилась легче, чем у нее самой, прошедшей и голодные девяностые и другие сложные времена. Но материнское сердце как чувствовало, что дача им еще пригодится.
Началось все с радостного известия, что у Тани и Олега будет ребенок. «Ура, я стану бабушкой!», - с радостью думала Варвара Ивановна, - «Будем с внуком или внучкой на дачу ездить». Татьяна всю беременность продолжала работать, почти до рождения сына Михаила. Даже уйдя официально в декрет, из дома выполняла свои рабочие обязанности. «Ну как же, без меня там не обойдутся», - говорила она матери. Но события сложились совсем по-другому.
Когда маленькому Мише было полгодика, фирма, в которой работала Таня, обанкротилась и закрылась. Татьяна осталась без перспектив вернуться на работу после декрета и подрабатывать во время него. Семья лишилась небольшой, но ощутимой части дохода. «Ничего, Мишка в садик пойдет, найду новую работу. Нас пока и Олег прокормит», - беспечно подумала Татьяна.
Но Олег единственным кормильцем семьи был недолго. На выходные он поехал с друзьями на машине в гости в соседний город, и попал в аварию. Машина восстановлению не подлежала, а вот за здоровье самого Олега боролись врачи. Самым обидным для него было утраченное зрение. «Как я теперь программистом работать буду незрячий?», - в панике кричал молодой мужчина. Татьяна утешала мужа как могла: «Ну врачи же сказали, что зрение может восстановиться со временем». «А может и не восстановиться», - грустно прошептала Варвара Ивановна, глядя на дочь с зятем.
Финансовая ситуация стала совсем тяжелой. Олег не работал, Таня тоже. Всей семьей они жили на небольшое декретное пособие и пенсию Варвары Ивановны. Вот тут и пригодилась дача, на которой Варвара Ивановна неустанно выращивала овощи, ягоды и фрукты. Начали плодоносить посаженные несколько лет назад деревья, а уж картошку она каждый год сажала по две сотки минимум. Не лишними оказались и домашние заготовки, сделанные в прошлые годы. С такой натуральной помощью семейство и прожило более-менее около года.
Когда у Олега начало восстанавливаться зрение, сначала на одном глазу, а потом и на втором, он не спешил трудоустраиваться. Но зато начал ездить вместе с женой и тещей на дачу, выполняя там посильную работу на участке. Сидя вечерами на веранде, он наблюдал как подрастающий Мишка ловит стрекоз, а Татьяна с Варварой Ивановной перебирают собранные ягоды. «Да, земелька то совсем не лишней оказалась. Да и неплохо тут в целом, воздух чистый, тишина и спокойствие», - подумал он однажды и начал мечтать, - «Вот верну себе зрение, построю тут новый крепкий дом и будем тут летом жить все вместе...».