С запросом в Еврокомиссию обратился депутат Европарламента, бывший мэр Риги Нил Ушаков
Если Прибалтика хочет спасти проект Rail Baltica и в итоге построить новую железную дорогу, нужно сначала "остановить весь тот дурдом, который сейчас происходит", считает Ушаков.
Он направил в Еврокомиссию письмо с предложением немедленной остановить строительство железной дороги и провести полный аудит проекта.
"Rail Baltica планировался как проект, который даст дополнительный толчок для развития балтийских экономик и для повышения безопасности. Сейчас все идет к тому, что вместо толчка для экономик будет экономический кризис", - утверждает политик.
Ушаков убежден, что "сейчас единственное решение для всех - полностью остановить проект, провести полный аудит, понять, что и сколько будет стоить, от чего надо отказаться, а что мы и ЕС сможем себе позволить. И только после этого браться за продолжение строительства".
"Параллельно надо наказать виновных в удорожании, задержках и срывах. Надо быть просто безумцем, чтобы продолжать давить педаль газа в пол и строить вокзалы в Латвии стоимостью в миллиард каждый. Особенно учитывая, что сейчас мы даже не знаем, будет ли соединение с Ригой", - подчеркнул Ушаков.
Золотая стройка
На прошлой неделе комиссия Сейма по публичным расходам и ревизии получила из Госконтроля документ под названием "Изменения покрытия латвийского участка Rail Baltica за время приемки". Отчет содержит информацию о трех основных направлениях проекта: региональных станциях, Рижском центральном пассажирском станционном узле и строительстве основной трассы.
"Предусматриваемые затраты осуществления проекта Rail Baltica выросли более чем в 4 раза: с 5,8 миллиарда евро в 2017 году до 23,8 миллиарда евро в 2023 году. Латвийские прогнозируемые расходы выросли с 1,97 до 9,59 миллиарда евро", - сообщают ревизоры.
По информации Госконтроля, главный риск проекта - неясность в вопросе источников финансирования и его своевременной доступности.
"Период финансирования ЕС заканчивается в 2027 году, и предполагается двухлетний разрыв финансирования во время, когда происходят активные строительные работы. Нет уверенности, что нынешний главный инструмент финансирования проекта будет продолжаться и каким будет его бюджет", - предупредил Госконтроль.
Проект под нож
Как Латвия собирается сократить затраты, чтобы к 2030 году, как это занесено в европейскую регулу TEN-T, осуществить проект в "уменьшенном объеме"?
Во-первых, будет только один рельсовый путь вместо двух.
Во-вторых, вместо 17 построят всего 3 региональные станции: Скулте, Иецаву и Бауску.
В-третьих, не будет грузовых терминалов.
Дальше - неизвестность: "Временной график осуществления второй очереди и источник финансирования неизвестны".
Одни проблемы
Однако даже в столь урезанном виде Rail Baltica "по меньшей мере на 5 лет отстает от определенного в 2017 году срока", говорится в документе Госконтроля. Ведь изначально железная дорога должна была быть сдана в эксплуатацию до конца 2025 года.
Проектные работы в Латвии требовалось завершить до конца 2021 года. Между тем на данный момент проектирование трассы выполнено только на 53,8%. Для сравнения: у эстонцев на 66,5%, у литовцев - на 14,5%.
Что касается отчуждения земли, то в Эстонии у владельцев выкупили 45% участков, через которые должны пройти рельсы. Как оказалось, это лучший результат: в Литве отчуждено всего 30% участков, в Латвии - только 13%.
3% уверенности
Большинство жителей Латвии потеряли веру в завершение строительства Rail Baltica в ближайшие 10 лет. Как показал свежий опрос социологического агентства Kantar TNS, только 23% считают, что панбалтийскую железную дорогу все-таки построят. При этом 3% определенно в это верят, а 20% - скорее верят.
65% опрошенных придерживаются противоположного мнения: 40% считают, что скорее не построят; 25% - что точно нет. Еще 12% респондентов не смогли сказать ничего определенного.
Еще по теме многострадальной Rail Baltica:
Для Rail Baltica обеспечили меньше 1/5 участков, но в отчете - сплошной оптимизм >>
Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела >>
Эстонцам хватило трамвая: как Латвии осилить свой вариант Rail Baltica >>