Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис недоволен подходом Латвии к проекту строительства трансбалтийской железнодорожной магистрали Rail Baltica. Накануне на церемонии начала строительства Йонавской объездной дороги он разразился обвинительной речью в адрес всех участников строительства Rail Baltica.
По его мнению, совместное предприятие RB Rail виновато в том, что уже "2 года не предоставляло Литве проекты", Литовские железные дороги (Lietuvos gelezinkeliai) - в медленных темпах прокладки железнодорожного полотна, а Латвия - в принципиально неверном подходе к организации строительства. Рига, в отличие от Вильнюса, начала работы с возведения станций, а не путей.
"Чего бы мне не хотелось делать, так это делать, как некоторые наши соседи, - использовать средства на строительство станций. Нам нужны рельсы. Я рад, что в Литве мы строим не станции, а пути", - сказал Скуодис.
По словам министра, станции в литовской части ж/д будет строить частный бизнес.
"Мы проложим (колею) до Паневежиса... Но если я не увижу прогресса с латвийской стороны, идущего в литовскую сторону, у нас возникнут вопросы относительно наших дальнейших задач", - подчеркнул Скуодис.
В Эстонии недавно началось строительство 21 километра железнодорожной насыпи, а в Латвии первые 13 километров пути только планируют начать прокладывать. Вместе с тем темпы строительства ж/д полотна в самой Литве министра тоже не удовлетворяют.
"В 2022 году Lietuvos gelezinkeliai планировали, что в 2024 году должны быть завершены основные работы на ветке Паневежиса. Сегодня работа сильно ускорилась (этого нельзя отрицать), однако о завершении речь еще не идет", - заявил Скуодис.
"Раз и навсегда нам нужно перестать болтать и прикрывать друг друга... И если правление Lietuvos gelezinkeliai не возьмет на себя ответственность в поиске виновных и привлечении их к ответу, то Минтранс найдет", - пригрозил министр.
По плану, железнодорожная магистраль европейской колеи Rail Baltica должна к 2030 году соединить Таллин, Пярну, Ригу, Паневежис, Каунас, Вильнюс и Варшаву. Формально строительство железной дороги началось в 2010 году и должно было завершиться к 2026-му при бюджете в 3,6 миллиарда евро. Согласно последней ревизии, проект подорожал как минимум до 15,3 миллиарда, а завершить строительство теперь планируется к 2030 году.