Найти тему
Sputnik Латвия

Для Rail Baltica обеспечили только 14% участков, но в отчете - сплошной оптимизм

Оглавление
При строительстве Rail Baltica пошло не так все, что могло пойти не так © Sputnik
При строительстве Rail Baltica пошло не так все, что могло пойти не так © Sputnik

Публицист Лато Лапса изучил отчет RB Rail за 2023 год и удивился восторженности начальников - ведь на деле в проекте царит полный хаос.

"Все, наверное, уже слышали новости о катастрофе проекта Rail Baltica, о том, что весьма вероятно, от этого прекрасного проекта у нас останутся сувенирами какие-то сваи в Даугаве стоимостью в десятки миллионов евро, странное сооружение в Рижском аэропорту и еще более странный, никому ненужный павильон в центре Риги", - саркастически прокомментировал Лапса ход строительства железнодорожной трассы.

По его оценке, прошлогодний отчет акционерного общества RB Rail - это даже хорошая новость по сравнению с тем, в какой огромной финансовой яме оказалась бы Латвия, если бы этот проект действительно был реализован. Тогда стране пришлось бы каждый год покрывать огромные затраты на магистраль, потому что именно так устроен этот так называемый бизнес-проект, отметил публицист.

Лапса разнес строительство Rail Baltica в пух и прах © соцсети
Лапса разнес строительство Rail Baltica в пух и прах © соцсети

В Латвии все отлично?

"Если бы мы поверили этому обзору и безгранично восторженному отчету руководства, подобный которому я читал в годы распада Советского Союза, должна была бы возникнуть мысль, что на самом деле все лгут и с проектом все обстоит в лучшем виде", - подчеркнул Лапса.

Чтобы подтвердить свою мысль, Лапса привел несколько цитат из упомянутого отчета.

"Компания осознает решающее значение корпоративного управления в успешной реализации глобального проекта RB. Четкая система принятия решений гарантирует, что решения принимаются совместно, на основе достоверной информации и в соответствии с целями реализации проекта, - процитировал публицист.

И с иронией указал: "Ведь это сущие пустяки, что еще неизвестно, куда пойдет трасса, будут ли включены аэропорт и центральный вокзал, или нет. Это чепуха, главное - другое".
До сих пор непонятно, чем закончится стройка Rail Baltica в Риге © Sputnik
До сих пор непонятно, чем закончится стройка Rail Baltica в Риге © Sputnik

"В 2023 году компания продолжила разработку и пересмотр внутренней нормативной базы, чтобы обеспечить ее соответствие лучшим корпоративным практикам и практикам реализации мегапроектов", - продолжает цитировать Лапса.

И комментирует: "Значит, то, что мы наблюдаем в хаосе и разрухе RB, - это лучшая практика реализации мегапроектов. Так тут написано черным по белому. Что происходит в Латвии? Оказывается, в Латвии все просто отлично, если верить застройщику RB".

В 2023 году в Латвии завершилось проектирование инфраструктуры трассы длиной более 110 км, в том числе - депо подвижного состава и железнодорожный мост через Даугаву (те самые бесполезные сваи, отметил Лапса). Он напомнил, что под строительство обеспечено всего 14% необходимых земельных участков, в 31% случае процесс экспроприации участков до сих пор не завершен.

Дорогой долгострой

Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.

Как строят Rail Baltica: на картинке одно, на деле - и близко нет © Rail Baltica
Как строят Rail Baltica: на картинке одно, на деле - и близко нет © Rail Baltica

Rail Baltica включена в Европейскую транспортную сеть (TEN-T), коридоры которой должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году, и страны, в которых реализуются проекты TEN-T, взяли на себя такие обязательства. В то же время ясно, что для завершения проекта до 2030 года предусмотренного в настоящее время финансирования не хватит.

Изначально стоимость строительства латвийского участка Rail Baltica оценивалась примерно в 2 миллиарда евро. Прошлой осенью уже появились новые данные: железнодорожный проект может стоить в четыре раза дороже - уже около 8 миллиардов. При этом Rail Baltica запаздывает по многим позициям: и с проектированием, и с отчуждением земли, и с разработкой строительных проектов.

Рига: клубок проблем

Рижский участок магистрали, проходящий через Центральный железнодорожный вокзал и рижский аэропорт, в настоящее время является наиболее сложным в том числе с точки зрения времени, поскольку расторгнут договор с его проектировщиком, испанской компанией IDOM, а это может задержать строительство еще на два года.

На этом фоне руководство совместного предприятия стран Балтии RB Rail разрабатывает различные сценарии, какие участки проекта можно вычеркнуть на первом этапе реализации. В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом - за счет отдельной железной дороги. Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.