Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела

Оглавление

На что в итоге хватит денег концессионерам, уже 7 лет твердящим об исключительной важности трансбалтийской магистрали?

На торжественном открытии стройки в Риге плюсы Rail Baltica закончились © Sputnik
На торжественном открытии стройки в Риге плюсы Rail Baltica закончились © Sputnik

Латвия, Литва и Эстония изо всех сил пытаются выполнить настоятельное требование Еврокомиссии сосредоточиться сначала на основной трассе ж/д магистрали Rail Baltica, но бюджет проекта все равно превысил 15 миллиардов евро, пишет ERR. Можно сделать и дешевле, но тогда пассажирам придется пересаживаться на полдороге в Ригу, а Литву с Польшей соединит извилистый и тихоходный путь. Чтобы свести концы с концами, руководители проекта заговорили о привлечении частного финансирования.

Рельсы - золотые, шпалы - яхонтовые?

Еще в 2017 году строительство железной дороги оценивали в 5,7 млрд евро. В 2022 году были проведены новые расчеты, согласно которым бюджет вырос до 13,9 млрд евро. В июле 2023 года на стол лег очередной анализ, согласно которому стоимость строительства составляет уже 25 млрд евро.

На том же совещании стали обсуждать, как разделить проект на части, чтобы к 2030 году были завершены только самые важные участки. Но в вопросе о том, что является абсолютно необходимым, у трех балтийских государств единства нет.

При этом Еврокомиссия настаивает - абсолютно необходимым является то, что способствует созданию трансъевропейской транспортной сети TEN-T. По словам главы представительства Еврокомиссии в Эстонии Вивиан Лоонелы, это линия Таллин - Варшава.

Ущербная дорога до Риги

В середине января, перед очередным туром заявок на выделение средств из программы финансирования транспортной инфраструктуры Connecting Europe Facility, представители трех стран Балтии собрались на совещание. К тому времени было решено, что на большей части трассы будет проложена одноколейная железная дорога, но ряд ключевых вопросов, включая соединение трассы со столицами Латвии и Литвы, еще предстояло решить.

"Самый дешевый вариант - не соединять Ригу с новой железной дорогой, имеющей европейскую ширину колеи, а организовать пересадку на поезд за пределами Риги. Этот поезд будет ходить по существующей сейчас железной дороге с другой шириной колеи", - предложил председатель правления RB Rail Марко Кивила.

Это позволило бы сэкономить около 300 млн евро, но мечта добраться из Таллинна в Ригу на поезде за 1 час и 42 минуты была бы отложена на неопределенное будущее.

В результате переговоров пришли к половинчатому решению. На южной стороне Даугавы будет построено ответвление дороги к Рижскому аэропорту. Недалеко от аэропорта - на ж/д станции Иманта - Rail Baltica соединится с существующей железной дорогой, которая идет до Рижского центрального вокзала.

Кивила придется очень постараться, чтобы вытянуть Rail Baltica из ямы © RB Rail
Кивила придется очень постараться, чтобы вытянуть Rail Baltica из ямы © RB Rail

"Есть возможность перестроить эту железную дорогу на европейскую колею, что значительно снизит стоимость проекта, так как не нужно будет строить новую железнодорожную насыпь в центре Риги", - пояснил Кивила.

После остановки на Центральном вокзале Риги поезд тем же путем будет возвращаться на основную трассу. Хотя такое решение увеличит время поездки из Таллина в Ригу на 20 минут, оно, по крайней мере, технически осуществимо. Участок Rail Baltica, идущий от Рижского вокзала прямо на север, будет отложен на будущее.

Заход поезда в Ригу оставили в проекте исключительно по требованию Латвии. Согласится ли с этим Еврокомиссия, станет известно в ближайшее время, когда выяснятся результаты январского конкурса заявок на финансирование транспортной инфраструктуры.

2,5 млрд евро за путь Вильнюс - Каунас

Если в Латвии дискуссии, скорее, вращаются вокруг того, будет ли в столице построена новая железная дорога к 2030 году, то в Литве перспективы более печальные: по всей вероятности, новая магистраль пройдет примерно в 100 километрах от Вильнюса.

Андрес Линдеманн, курирующий проект Rail Baltica в Минклимата Эстонии, отметил, что между Каунасом и Вильнюсом уже есть железная дорога с российской шириной колеи. "И с эффективными возможностями пересадки мы могли бы соединить столицы (стран Балтии с Rail Baltica) на первом этапе", - сказал он.

Велики шансы, что Rail Baltica так и останется только красивой картинкой © RB Rail
Велики шансы, что Rail Baltica так и останется только красивой картинкой © RB Rail

По его словам, стоимость новой железной дороги между Вильнюсом и Каунасом составила бы около 2,5 млрд евро.

"Еще необходимо пройти процедуру планирования, проектирования, строительства, то есть полный комплект. И мы никак не сможем уложиться в эти сроки, используя традиционные методы", - сказал глава Rail Baltic Estonia Анвар Салометс. Поэтому, по его словам, Вильнюс не будет соединен с Rail Baltica на первом этапе проекта.

Марко Кивила отметил, что переговоры с Литвой были сложными.

"Потому что Литва с самого начала проекта придерживалась мнения, что Rail Balticа должна соединить все столицы (стран Балтии)", - сказал Кивила.

В то же время соединение Rail Baltica с Вильнюсом совершенно не совпадает с представлением Еврокомиссии о приоритетном маршруте основной трассы. Поэтому, по словам Кивилы, литовцы тоже согласились с тем, что соединение трассы с Вильнюсом - приоритет номер два, но при условии, что их не лишат полностью такой перспективы к 2030 году.

Вокзал Вильнюса рискует вообще не увидеть поезда Rail Baltica © CC0 / Ypsilon from Finland
Вокзал Вильнюса рискует вообще не увидеть поезда Rail Baltica © CC0 / Ypsilon from Finland

"Это значит, что, если найдутся средства для финансирования, эта дорога будет построена", - сказал Кивила.

Новая дорога в Польшу

Возможно, литовцы стали более сговорчивыми из-за того, что существует еще один очень дорогой вариант, связанный с Каунасом: в 2015 году был открыт участок железной дороги с европейской колеей от границы с Польшей до Каунаса, который идет параллельно железной дороге с российской колеей.

Из Каунаса уже есть ж/д путь до границы с Польшей © Depositphotos / serrnovik
Из Каунаса уже есть ж/д путь до границы с Польшей © Depositphotos / serrnovik

Этот участок, известный как RB 1, можно было бы электрифицировать, и тогда отрезок транспортной сети TEN-T был бы готов. Однако старая ж/д трасса проходит через множество небольших населенных пунктов и не позволяет развивать высокую скорость. Поэтому о судьбе этой линии велись длительные переговоры весной 2024 года.

"Было решено, что на участке между Каунасом и польской границей будет проложена новая двухколейная железная дорога. Так сказать, RB 2", - сказал Кивила.

По его словам, это решение поддерживают все три страны Балтии, несмотря на то, что стоимость дополнительных работ оценивается в 2,5 млрд евро, то есть примерно в такую же сумму, в которую обошлась бы новая трасса между Каунасом и Вильнюсом.

Соглашение: есть или нет?

Если реализовать согласованные в январе варианты и исключить вильнюсскую ветку, то первый этап Rail Baltica будет стоить около 15 млрд евро. И хотя в январе совместное предприятие стран Балтии направило в Еврокомиссию письмо с изложением принципиальных решений, переговоры на этом не закончились.

Андрес Линдеманн сказал, что у Еврокомиссии возник ряд вопросов по поводу этого предложения, и некоторые моменты также необходимо обсудить между странами-участницами.

"На сегодняшний день нет уверенности в том, что предложенное решение является окончательным", - сказал он.

Точное соглашение, вероятно, задерживается из-за целого ряда сложных расчетов и анализов, которые еще не готовы. Среди прочего, в течение лета должен быть завершен анализ социально-экономического воздействия.

Где взять денег

По мнению Кивилы, ЕК понимает масштаб предложенного в январе проекта, однако дала понять, что государства-участники также должны сами найти на него средства.

Когда рисовали рендеры Rail Baltica, думади, что в 2025-м поезда уже выйдут на линию © EDZL / RB
Когда рисовали рендеры Rail Baltica, думади, что в 2025-м поезда уже выйдут на линию © EDZL / RB

"Еврокомиссия исходит из того, что страны смогут предложить решения по финансированию проекта в указанном масштабе, которые будут основаны не только на финансировании со стороны ЕС", - сказал он.

В документах, подготовленных RB Rail, можно найти несколько расчетов, как и сколько денег ЕС можно привлечь для развития Rail Baltica. По самым оптимистичным оценкам, вклад ЕС составит 10 млрд евро. Однако в конечном счете это всего лишь прогноз, и RB Rail все активнее занимается поиском дополнительных средств.

"Глядя сейчас на временные рамки до 2030 года, на необходимый объем инвестиций, предположительно, придется прибегнуть к кредитам", - сказал Кивила, отметив, что кредиты могут быть взяты как правительствами, так и фирмами, которые будут собственниками будущей инфраструктуры.

Однако классический кредит - не единственный способ привлечь частные деньги. На семинаре для предприятий, проведенном в начале мая, представители RB Rail также упомянули о возможности проектов государственно-частного партнерства.

Латвии инвесторы нужнее всех

Марко Кивила отметил, что, возможно, самой прибыльной частью всего проекта является соединение с Ригой. "У него очень большой потенциал для привлечения частного финансирования", - считает Кивила.

По его словам, три страны Балтии договорились, что предварительную работу по возможному привлечению частного финансирования проведет их совместное предприятие.

Дождется ли Рига современной железной дороги? © Sputnik
Дождется ли Рига современной железной дороги? © Sputnik

"RB Rail предоставит министерствам информацию о различных вариантах. На этой основе министерства смогут дать этому ход при необходимости", - сказал Кивила.

Сейчас стоимость участка железнодорожной магистрали Rail Baltica в Эстонии оценивается примерно в 3 млрд евро, литовского - в 5,6 млрд, а латвийского - примерно в 6,4 млрд.

"В Латвии и Литве цифры гораздо выше, чем в Эстонии, поэтому гораздо острее стоит вопрос, какие решения выбрать для отдельных частей проекта, не оказывая слишком большого давления на государственный бюджет", - добавил глава правления RB Rail.

Еще по теме:

Почему ЕС больше не даст Латвии денег на Rail Baltica >>

Как НАТО попала под поезд: запуск Rail Baltica отложили >>

Почему Латвии пора отказаться от Rail Baltica >>