На что в итоге хватит денег концессионерам, уже 7 лет твердящим об исключительной важности трансбалтийской магистрали?
Латвия, Литва и Эстония изо всех сил пытаются выполнить настоятельное требование Еврокомиссии сосредоточиться сначала на основной трассе ж/д магистрали Rail Baltica, но бюджет проекта все равно превысил 15 миллиардов евро, пишет ERR. Можно сделать и дешевле, но тогда пассажирам придется пересаживаться на полдороге в Ригу, а Литву с Польшей соединит извилистый и тихоходный путь. Чтобы свести концы с концами, руководители проекта заговорили о привлечении частного финансирования.
Рельсы - золотые, шпалы - яхонтовые?
Еще в 2017 году строительство железной дороги оценивали в 5,7 млрд евро. В 2022 году были проведены новые расчеты, согласно которым бюджет вырос до 13,9 млрд евро. В июле 2023 года на стол лег очередной анализ, согласно которому стоимость строительства составляет уже 25 млрд евро.
На том же совещании стали обсуждать, как разделить проект на части, чтобы к 2030 году были завершены только самые важные участки. Но в вопросе о том, что является абсолютно необходимым, у трех балтийских государств единства нет.
При этом Еврокомиссия настаивает - абсолютно необходимым является то, что способствует созданию трансъевропейской транспортной сети TEN-T. По словам главы представительства Еврокомиссии в Эстонии Вивиан Лоонелы, это линия Таллин - Варшава.
Ущербная дорога до Риги
В середине января, перед очередным туром заявок на выделение средств из программы финансирования транспортной инфраструктуры Connecting Europe Facility, представители трех стран Балтии собрались на совещание. К тому времени было решено, что на большей части трассы будет проложена одноколейная железная дорога, но ряд ключевых вопросов, включая соединение трассы со столицами Латвии и Литвы, еще предстояло решить.
"Самый дешевый вариант - не соединять Ригу с новой железной дорогой, имеющей европейскую ширину колеи, а организовать пересадку на поезд за пределами Риги. Этот поезд будет ходить по существующей сейчас железной дороге с другой шириной колеи", - предложил председатель правления RB Rail Марко Кивила.
Это позволило бы сэкономить около 300 млн евро, но мечта добраться из Таллинна в Ригу на поезде за 1 час и 42 минуты была бы отложена на неопределенное будущее.
В результате переговоров пришли к половинчатому решению. На южной стороне Даугавы будет построено ответвление дороги к Рижскому аэропорту. Недалеко от аэропорта - на ж/д станции Иманта - Rail Baltica соединится с существующей железной дорогой, которая идет до Рижского центрального вокзала.
"Есть возможность перестроить эту железную дорогу на европейскую колею, что значительно снизит стоимость проекта, так как не нужно будет строить новую железнодорожную насыпь в центре Риги", - пояснил Кивила.
После остановки на Центральном вокзале Риги поезд тем же путем будет возвращаться на основную трассу. Хотя такое решение увеличит время поездки из Таллина в Ригу на 20 минут, оно, по крайней мере, технически осуществимо. Участок Rail Baltica, идущий от Рижского вокзала прямо на север, будет отложен на будущее.
Заход поезда в Ригу оставили в проекте исключительно по требованию Латвии. Согласится ли с этим Еврокомиссия, станет известно в ближайшее время, когда выяснятся результаты январского конкурса заявок на финансирование транспортной инфраструктуры.
2,5 млрд евро за путь Вильнюс - Каунас
Если в Латвии дискуссии, скорее, вращаются вокруг того, будет ли в столице построена новая железная дорога к 2030 году, то в Литве перспективы более печальные: по всей вероятности, новая магистраль пройдет примерно в 100 километрах от Вильнюса.
Андрес Линдеманн, курирующий проект Rail Baltica в Минклимата Эстонии, отметил, что между Каунасом и Вильнюсом уже есть железная дорога с российской шириной колеи. "И с эффективными возможностями пересадки мы могли бы соединить столицы (стран Балтии с Rail Baltica) на первом этапе", - сказал он.
По его словам, стоимость новой железной дороги между Вильнюсом и Каунасом составила бы около 2,5 млрд евро.
"Еще необходимо пройти процедуру планирования, проектирования, строительства, то есть полный комплект. И мы никак не сможем уложиться в эти сроки, используя традиционные методы", - сказал глава Rail Baltic Estonia Анвар Салометс. Поэтому, по его словам, Вильнюс не будет соединен с Rail Baltica на первом этапе проекта.
Марко Кивила отметил, что переговоры с Литвой были сложными.
"Потому что Литва с самого начала проекта придерживалась мнения, что Rail Balticа должна соединить все столицы (стран Балтии)", - сказал Кивила.
В то же время соединение Rail Baltica с Вильнюсом совершенно не совпадает с представлением Еврокомиссии о приоритетном маршруте основной трассы. Поэтому, по словам Кивилы, литовцы тоже согласились с тем, что соединение трассы с Вильнюсом - приоритет номер два, но при условии, что их не лишат полностью такой перспективы к 2030 году.
"Это значит, что, если найдутся средства для финансирования, эта дорога будет построена", - сказал Кивила.
Новая дорога в Польшу
Возможно, литовцы стали более сговорчивыми из-за того, что существует еще один очень дорогой вариант, связанный с Каунасом: в 2015 году был открыт участок железной дороги с европейской колеей от границы с Польшей до Каунаса, который идет параллельно железной дороге с российской колеей.
Этот участок, известный как RB 1, можно было бы электрифицировать, и тогда отрезок транспортной сети TEN-T был бы готов. Однако старая ж/д трасса проходит через множество небольших населенных пунктов и не позволяет развивать высокую скорость. Поэтому о судьбе этой линии велись длительные переговоры весной 2024 года.
"Было решено, что на участке между Каунасом и польской границей будет проложена новая двухколейная железная дорога. Так сказать, RB 2", - сказал Кивила.
По его словам, это решение поддерживают все три страны Балтии, несмотря на то, что стоимость дополнительных работ оценивается в 2,5 млрд евро, то есть примерно в такую же сумму, в которую обошлась бы новая трасса между Каунасом и Вильнюсом.
Соглашение: есть или нет?
Если реализовать согласованные в январе варианты и исключить вильнюсскую ветку, то первый этап Rail Baltica будет стоить около 15 млрд евро. И хотя в январе совместное предприятие стран Балтии направило в Еврокомиссию письмо с изложением принципиальных решений, переговоры на этом не закончились.
Андрес Линдеманн сказал, что у Еврокомиссии возник ряд вопросов по поводу этого предложения, и некоторые моменты также необходимо обсудить между странами-участницами.
"На сегодняшний день нет уверенности в том, что предложенное решение является окончательным", - сказал он.
Точное соглашение, вероятно, задерживается из-за целого ряда сложных расчетов и анализов, которые еще не готовы. Среди прочего, в течение лета должен быть завершен анализ социально-экономического воздействия.
Где взять денег
По мнению Кивилы, ЕК понимает масштаб предложенного в январе проекта, однако дала понять, что государства-участники также должны сами найти на него средства.
"Еврокомиссия исходит из того, что страны смогут предложить решения по финансированию проекта в указанном масштабе, которые будут основаны не только на финансировании со стороны ЕС", - сказал он.
В документах, подготовленных RB Rail, можно найти несколько расчетов, как и сколько денег ЕС можно привлечь для развития Rail Baltica. По самым оптимистичным оценкам, вклад ЕС составит 10 млрд евро. Однако в конечном счете это всего лишь прогноз, и RB Rail все активнее занимается поиском дополнительных средств.
"Глядя сейчас на временные рамки до 2030 года, на необходимый объем инвестиций, предположительно, придется прибегнуть к кредитам", - сказал Кивила, отметив, что кредиты могут быть взяты как правительствами, так и фирмами, которые будут собственниками будущей инфраструктуры.
Однако классический кредит - не единственный способ привлечь частные деньги. На семинаре для предприятий, проведенном в начале мая, представители RB Rail также упомянули о возможности проектов государственно-частного партнерства.
Латвии инвесторы нужнее всех
Марко Кивила отметил, что, возможно, самой прибыльной частью всего проекта является соединение с Ригой. "У него очень большой потенциал для привлечения частного финансирования", - считает Кивила.
По его словам, три страны Балтии договорились, что предварительную работу по возможному привлечению частного финансирования проведет их совместное предприятие.
"RB Rail предоставит министерствам информацию о различных вариантах. На этой основе министерства смогут дать этому ход при необходимости", - сказал Кивила.
Сейчас стоимость участка железнодорожной магистрали Rail Baltica в Эстонии оценивается примерно в 3 млрд евро, литовского - в 5,6 млрд, а латвийского - примерно в 6,4 млрд.
"В Латвии и Литве цифры гораздо выше, чем в Эстонии, поэтому гораздо острее стоит вопрос, какие решения выбрать для отдельных частей проекта, не оказывая слишком большого давления на государственный бюджет", - добавил глава правления RB Rail.
Еще по теме:
Почему ЕС больше не даст Латвии денег на Rail Baltica >>