Пора сказать обществу: мы обязались построить железную дорогу, но весь пар ушел в свисток, и теперь надо спасать государство от долгов. Так оценил положение экс-министр сообщения
Железнодорожная магистраль Rail Baltica не будет полностью построена ни в одной из стран Балтии к 2030 году, заявила зампредправления компании - оператора проекта RB Rail Кития Грушкевича.
"Однако мы работаем над тем, чтобы функционально соединить страны Балтии к 2030 году", - обнадежила Грушкевича.
Вместе с тем она подтвердила, что если проект не будет реализован в установленные сроки, он не только рискует потерять финансирование Евросоюза, но и страны должны будут вернуть Брюсселю уже инвестированные средства.
Придется поднять налоги
Грушкевиче вторит бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс. в интервью Neatkarīgā он заявил, что правительству нужно "срочно" создать план по продвижению Rail Baltica и изыскать в госбюджете придется искать по меньше мере 2,5 миллиарда евро.
Он назвал положение со строительством Rail Baltica "колоссальной анархией" со стороны тех, кто внедрял проект. По словам Матисса, латвийское министерство сообщения не было информировано о многочисленных изменениях, в результате которых проект оброс дополнительными объектами. В частности, это региональные станции, на которые не было денег с самого начала.
"Расходы на строительство Центрального вокзала выросли втрое - он один стоит около 600 миллионов. Еще ведь задумано и всю реконструкцию аэропорта выполнить на деньги Rail Baltica. Этот проект Европа опять финансировать не будет. Так что все это придется покрывать из госбюджета", - перечисляет экс-министр.
По его расчетам, чтобы можно было профинансировать строительство железной дороги и всей инфраструктуры, НДС в Латвии придется поднять сразу на 5%.
"Я сильно сомневаюсь, что проблему можно решить без повышения налогов. Бюджет следующего года и без того очень проблемный. Мы знаем, что довольно большие ресурсы надо вложить в оборону и внутреннюю безопасность, но резервов нет. От чего-то надо отказаться, но вряд ли кто-то на это готов. Без значительного увеличения налогов эту проблему не решить", - утверждает Матисс.
"Единственное, что остается, - сказать обществу: мы обязались построить железную дорогу, весь пар ушел в свисток, а теперь нам надо спасать государство от долгов - будем платить НДС на 5% больше. За хлебушек, молоко и все прочее", - добавил экс-министр.
Задним умом
Матисс настаивает на том, что грамотным вариантом было бы строить проект постепенно.
"Нужна современная инфраструктура, соединяющая нас с Европой, - в этом, по-моему, никто не сомневается... Надо было создать это соединение, обязательно с остановкой в Риге, а не в Саласпилсе, как сейчас задумано. И тогда постепенно дальше, когда будут деньги, строить региональные остановки, реконструировать аэропорт, Центральный вокзал", - объясняет бывший чиновник.
По мнению экс-министра, на первом этапе можно было сделать небольшие перроны, пристройку - и была бы станция.
"А сейчас в центре Риги все перекопано, и на каждом из этих объектов ничего не завершено. Вот Центральный вокзал. Там сделан каркас - зимой снег, летом дождь, весь бетон портится. В Даугаве установлено три опоры, и на то, чтобы это доделать, тоже нет денег. Было бы логично закончить один объект и браться за другой, но везде что-то начато и не закончено", - возмущается Матисс.
В поисках виноватого
Однако власти Латвии, как оказалось, заняты вовсе не планированием того, как поэтапно строить Rail Baltica по мере появления денег, и даже не поиском этих самых денег. В правительстве ищут козла отпущения, чтобы списать на него все неудачи с масштабным проектом.
Министерство сообщения предложило сегодня назначить таковым еще одного экс-главу ведомства - Талиса Линкайтса. По версии ведомства, в свое время он якобы не предоставил кабинету министров полную информацию о подорожании Rail Baltica.
В Минсообщения выпустили заявление, согласно которому в марте 2022 года был подготовлен информационный отчет о дефиците средств для реализации Rail Baltica в 1,6-1,7 млрд евро, а общая стоимость латвийской части проекта была обозначена в 3,4 млрд евро.
Однако возглавлявший тогда министерство Линкайтс отозвал документ и представил правительству новую версию отчета - с дефицитом в 0,64-0,74 млрд евро и общей стоимостью латвийской части в 2,4 млрд.
Между тем согласно отчету Минсообщения от 11 июня 2024 года, внутренние оценки стоимости латвийской части проекта еще в 2021 году почти достигли 5 млрд евро, и непонятно, чем был обусловлен отчет 2022 года с настолько заниженными цифрами.
Тогдашний премьер-министр, а ныне депутат Сейма Кришьянис Кариньш заявил сегодня, что его правительство в докладах Минсообщения получало заверения, что "средства можно получить от Евросоюза, а государственное финансирование не требуется".
"Если министр все время говорит, что все в порядке, что это деньги ЕС, то не верить не было причин", - поддакнул Кариньшу министр финансов Арвилс Ашераденс.
Он уверен, что ответственность за сложившуюся ситуацию "в значительной степени" лежит на Минсообщения и в частности на Линкайтсе, "который постоянно вносил дополнения в проект".