Найти тему
Sputnik Латвия

Rail Baltica к 2030 году готова не будет: Латвия ищет козла отпущения

Оглавление

Пора сказать обществу: мы обязались построить железную дорогу, но весь пар ушел в свисток, и теперь надо спасать государство от долгов. Так оценил положение экс-министр сообщения

Все грехи Rail Baltica в Латвии хотят повесить на экс-министра Линкайтса © Sputnik
Все грехи Rail Baltica в Латвии хотят повесить на экс-министра Линкайтса © Sputnik

Железнодорожная магистраль Rail Baltica не будет полностью построена ни в одной из стран Балтии к 2030 году, заявила зампредправления компании - оператора проекта RB Rail Кития Грушкевича.

"Однако мы работаем над тем, чтобы функционально соединить страны Балтии к 2030 году", - обнадежила Грушкевича.

Вместе с тем она подтвердила, что если проект не будет реализован в установленные сроки, он не только рискует потерять финансирование Евросоюза, но и страны должны будут вернуть Брюсселю уже инвестированные средства.

Придется поднять налоги

Грушкевиче вторит бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс. в интервью Neatkarīgā он заявил, что правительству нужно "срочно" создать план по продвижению Rail Baltica и изыскать в госбюджете придется искать по меньше мере 2,5 миллиарда евро.

Матисс узрел в проекте Rail Baltica сплошную анархию © CC BY-SA 2.0 / Juris Vīgulis, Saeimas Kanceleja
Матисс узрел в проекте Rail Baltica сплошную анархию © CC BY-SA 2.0 / Juris Vīgulis, Saeimas Kanceleja

Он назвал положение со строительством Rail Baltica "колоссальной анархией" со стороны тех, кто внедрял проект. По словам Матисса, латвийское министерство сообщения не было информировано о многочисленных изменениях, в результате которых проект оброс дополнительными объектами. В частности, это региональные станции, на которые не было денег с самого начала.

"Расходы на строительство Центрального вокзала выросли втрое - он один стоит около 600 миллионов. Еще ведь задумано и всю реконструкцию аэропорта выполнить на деньги Rail Baltica. Этот проект Европа опять финансировать не будет. Так что все это придется покрывать из госбюджета", - перечисляет экс-министр.

По его расчетам, чтобы можно было профинансировать строительство железной дороги и всей инфраструктуры, НДС в Латвии придется поднять сразу на 5%.

В Риге много чего перекопали из-за Rail Baltica, и конца этому не видно © Sputnik
В Риге много чего перекопали из-за Rail Baltica, и конца этому не видно © Sputnik

"Я сильно сомневаюсь, что проблему можно решить без повышения налогов. Бюджет следующего года и без того очень проблемный. Мы знаем, что довольно большие ресурсы надо вложить в оборону и внутреннюю безопасность, но резервов нет. От чего-то надо отказаться, но вряд ли кто-то на это готов. Без значительного увеличения налогов эту проблему не решить", - утверждает Матисс.

"Единственное, что остается, - сказать обществу: мы обязались построить железную дорогу, весь пар ушел в свисток, а теперь нам надо спасать государство от долгов - будем платить НДС на 5% больше. За хлебушек, молоко и все прочее", - добавил экс-министр.

Задним умом

Матисс настаивает на том, что грамотным вариантом было бы строить проект постепенно.

"Нужна современная инфраструктура, соединяющая нас с Европой, - в этом, по-моему, никто не сомневается... Надо было создать это соединение, обязательно с остановкой в Риге, а не в Саласпилсе, как сейчас задумано. И тогда постепенно дальше, когда будут деньги, строить региональные остановки, реконструировать аэропорт, Центральный вокзал", - объясняет бывший чиновник.

По мнению экс-министра, на первом этапе можно было сделать небольшие перроны, пристройку - и была бы станция.

"А сейчас в центре Риги все перекопано, и на каждом из этих объектов ничего не завершено. Вот Центральный вокзал. Там сделан каркас - зимой снег, летом дождь, весь бетон портится. В Даугаве установлено три опоры, и на то, чтобы это доделать, тоже нет денег. Было бы логично закончить один объект и браться за другой, но везде что-то начато и не закончено", - возмущается Матисс.

В поисках виноватого

Однако власти Латвии, как оказалось, заняты вовсе не планированием того, как поэтапно строить Rail Baltica по мере появления денег, и даже не поиском этих самых денег. В правительстве ищут козла отпущения, чтобы списать на него все неудачи с масштабным проектом.

Министерство сообщения предложило сегодня назначить таковым еще одного экс-главу ведомства - Талиса Линкайтса. По версии ведомства, в свое время он якобы не предоставил кабинету министров полную информацию о подорожании Rail Baltica.

Линкайтс кажется властям самым подходящим кандидатом для порки из-за Rail Baltica © Sputnik
Линкайтс кажется властям самым подходящим кандидатом для порки из-за Rail Baltica © Sputnik

В Минсообщения выпустили заявление, согласно которому в марте 2022 года был подготовлен информационный отчет о дефиците средств для реализации Rail Baltica в 1,6-1,7 млрд евро, а общая стоимость латвийской части проекта была обозначена в 3,4 млрд евро.

Однако возглавлявший тогда министерство Линкайтс отозвал документ и представил правительству новую версию отчета - с дефицитом в 0,64-0,74 млрд евро и общей стоимостью латвийской части в 2,4 млрд.

Между тем согласно отчету Минсообщения от 11 июня 2024 года, внутренние оценки стоимости латвийской части проекта еще в 2021 году почти достигли 5 млрд евро, и непонятно, чем был обусловлен отчет 2022 года с настолько заниженными цифрами.

Тогдашний премьер-министр, а ныне депутат Сейма Кришьянис Кариньш заявил сегодня, что его правительство в докладах Минсообщения получало заверения, что "средства можно получить от Евросоюза, а государственное финансирование не требуется".

"Если министр все время говорит, что все в порядке, что это деньги ЕС, то не верить не было причин", - поддакнул Кариньшу министр финансов Арвилс Ашераденс.

Он уверен, что ответственность за сложившуюся ситуацию "в значительной степени" лежит на Минсообщения и в частности на Линкайтсе, "который постоянно вносил дополнения в проект".