Лишенные грифа секретности информационные записи проекта Rail Baltica охватывают период реализации до 2022 года включительно. Из них можно выделить три проблемы, которые были очевидны уже тогда.
Какие работы шли в 2022 году
"Инфраструктура проекта Rail Baltica в Латвии разделена на шесть этапов: на двух этапах проектные работы ведутся на стадии детального проектирования, на четырех - на стадии минимального проектирования (так называемого мастер-проекта)", - говорится в отчете.
Параллельно продолжалось проектирование пунктов обслуживания инфраструктуры Rail Baltica и Саласпилсского интермодального центра логистики, а также началось планирование и проектирование региональных станций и остановочных пунктов.
Продолжалось строительство Рижской центральной мультимодальной развязки, которое началось в ноябре 2020 года, и мультимодального транспортного узла Rail Baltica в аэропорту Рига, которое началось в мае 2021 года.
Проблема 1: задержка по срокам
Уже в начале 2022 года стало ясно, что задержки происходят по разным причинам, но можно выделить и ряд общих факторов.
В частности, испанская проектная компания Idom столкнулась с трудностями при выполнении своих обязательств. RB Rail указала, что компания подала низкие по стоимости предложения, заявляясь на участие в тендерах по магистралям, но не предоставила достаточных финансовых и кадровых ресурсов для эффективного и своевременного выполнения контрактных обязательств, что привело к недостаткам и задержкам в процессе проектирования.
Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела >>
Поэтому в отчете подчеркивается необходимость достижения соглашения с Idom о рационализации работ, согласовании нового графика работ и привлечении дополнительных местных ресурсов. Проведение повторного тендера привело бы к повышению стоимости работ и значительно задержало бы сроки реализации проекта.
Следует отметить, что контракт с испанской компанией в итоге был расторгнут.
Кстати (немного отвлекаясь от 2022 года), споры с проектировщиками продолжаются до сих пор. Весной этого года национальный исполнитель проекта в Латвии, компания Eiropas Dzelzceļa līnijas, расторгла договор с проектировщиком региональных пунктов мобильности, ассоциацией предприятий Rere Ineco, поскольку один из членов ассоциации оказался неплатежеспособным.
Проект затянулся и из-за задержек со стороны местных властей, например, при выпуске технических регламентов (город Рига задержал его на год) и включении в техрегламенты требований, не связанных с проектом. Землевладельцы также сопротивлялись проведению геодезических работ, и, конечно, пандемия коронавируса повлияла на первоначальные сроки.
Проблема 2: отчуждение собственности
Отчуждение имущества проходит со сложностями.
В рамках строительства латвийской линии Rail Baltica необходимо экспроприировать 1623 объекта недвижимости. В то время предполагалось, что на отчуждение всей недвижимости, необходимой для строительства линии, потребуется 139 млн евро. По состоянию на III квартал Латвия привлекла в общей сложности 52,1 млн евро из трех различных источников финансирования для отчуждения 649 объектов недвижимости.
Однако к сентябрю 2022 года на отчуждение имущества было потрачено всего 14,1 млн евро, и в отчете за III квартал 2022 года указано, что динамика отчуждения объектов вызывает опасения по срокам начала работ на основном железнодорожном маршруте в Латвии.
Кроме того, проектные работы еще продолжаются, поэтому не все объекты недвижимости, подлежащие экспроприации, были к тому времени определены.
Проблема главная: нехватка денег
С 2015 года основным источником финансирования проекта Rail Baltica является фонд "Соединяя Европу" (CEF/EIF), который привлекается на конкурсной основе.
Согласно начальному отчету 2022 года, с 2015 года по декабрь 2021 года страны Балтии и RB Rail получили почти 1,054 млрд евро финансирования CEF в рамках 6 финансовых соглашений. В отчете за III квартал указано 392,24 млн евро уже выделенного Латвии финансирования.
По данным исследования Benefit-Cost, стоимость латвийских мероприятий проекта оценивается в 1,92 млрд евро в ценах и объемах 2016 года.
Однако Минсообщения поясняет, что с 2016 года проект стал более масштабным. После завершения операционного исследования было принято решение создать экономический коридор для Rail Baltica - построить подъездные пути, станции и оптимизировать старую колею. По задумке, такая инфраструктура могла бы в будущем послужить развитию региональных перевозок.
Эти дополнительные ожидания увеличили латвийскую стоимость проекта на 501 млн евро. Таким образом, общая стоимость проекта составит не менее 2,42 млрд евро. Но с 2016 года общая стоимость Rail Baltica из-за инфляции выросла на 51%, или на 979 млн евро.
И, таким образом, в первом квартале 2022 года Минсообщения сообщило, что общая стоимость проекта составит 3,4 млрд евро, из которых Латвии не хватит 1,6-1,7 млрд евро.
При этом ведомство заявило в отчете, что это лишь приблизительные данные, и общая стоимость проекта, включая расходы на латвийские мероприятия, будет уточнена в 2023-2024 годах по окончании этапа проектирования и подготовки нового анализа затрат и выгод.
Что будет с проектом?
"По мере роста стоимости проекта увеличиваются и его преимущества, такие как сокращение выбросов CO2, рост валового внутреннего продукта, создание дополнительных рабочих мест, а также повышение мобильности пассажиров, экономия времени и безопасность", - оптимистично указано в отчете.
На следующей неделе предприятие RB Rail должно представить предварительные результаты анализа затрат и выгод, а также описать достигнутый к настоящему времени прогресс. 12 июня Госконтроль представит результаты ситуационного исследования контрольных органов Латвии, Эстонии и Литвы по ключевым вопросам, связанным с реализацией, финансированием и транснациональным сотрудничеством проекта Rail Baltica.