Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Rail Baltica рассекретила отчеты по Латвии: что стало известно

Лишенные грифа секретности информационные записи проекта Rail Baltica охватывают период реализации до 2022 года включительно. Из них можно выделить три проблемы, которые были очевидны уже тогда. Какие работы шли в 2022 году "Инфраструктура проекта Rail Baltica в Латвии разделена на шесть этапов: на двух этапах проектные работы ведутся на стадии детального проектирования, на четырех - на стадии минимального проектирования (так называемого мастер-проекта)", - говорится в отчете. Параллельно продолжалось проектирование пунктов обслуживания инфраструктуры Rail Baltica и Саласпилсского интермодального центра логистики, а также началось планирование и проектирование региональных станций и остановочных пунктов. Продолжалось строительство Рижской центральной мультимодальной развязки, которое началось в ноябре 2020 года, и мультимодального транспортного узла Rail Baltica в аэропорту Рига, которое началось в мае 2021 года. Проблема 1: задержка по срокам Уже в начале 2022 года стало ясно, что зад
Оглавление
Так проходило официальное открытие стройки Rail Baltica в Риге в ноябре 2020 года © Sputnik
Так проходило официальное открытие стройки Rail Baltica в Риге в ноябре 2020 года © Sputnik

Лишенные грифа секретности информационные записи проекта Rail Baltica охватывают период реализации до 2022 года включительно. Из них можно выделить три проблемы, которые были очевидны уже тогда.

Какие работы шли в 2022 году

"Инфраструктура проекта Rail Baltica в Латвии разделена на шесть этапов: на двух этапах проектные работы ведутся на стадии детального проектирования, на четырех - на стадии минимального проектирования (так называемого мастер-проекта)", - говорится в отчете.

Параллельно продолжалось проектирование пунктов обслуживания инфраструктуры Rail Baltica и Саласпилсского интермодального центра логистики, а также началось планирование и проектирование региональных станций и остановочных пунктов.

Продолжалось строительство Рижской центральной мультимодальной развязки, которое началось в ноябре 2020 года, и мультимодального транспортного узла Rail Baltica в аэропорту Рига, которое началось в мае 2021 года.

Проблема 1: задержка по срокам

Уже в начале 2022 года стало ясно, что задержки происходят по разным причинам, но можно выделить и ряд общих факторов.

План красивый - реализация подкачала  © Rail Baltica
План красивый - реализация подкачала © Rail Baltica

В частности, испанская проектная компания Idom столкнулась с трудностями при выполнении своих обязательств. RB Rail указала, что компания подала низкие по стоимости предложения, заявляясь на участие в тендерах по магистралям, но не предоставила достаточных финансовых и кадровых ресурсов для эффективного и своевременного выполнения контрактных обязательств, что привело к недостаткам и задержкам в процессе проектирования.

Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела >>

Поэтому в отчете подчеркивается необходимость достижения соглашения с Idom о рационализации работ, согласовании нового графика работ и привлечении дополнительных местных ресурсов. Проведение повторного тендера привело бы к повышению стоимости работ и значительно задержало бы сроки реализации проекта.

Следует отметить, что контракт с испанской компанией в итоге был расторгнут.

Кстати (немного отвлекаясь от 2022 года), споры с проектировщиками продолжаются до сих пор. Весной этого года национальный исполнитель проекта в Латвии, компания Eiropas Dzelzceļa līnijas, расторгла договор с проектировщиком региональных пунктов мобильности, ассоциацией предприятий Rere Ineco, поскольку один из членов ассоциации оказался неплатежеспособным.

Строительство Rail Baltica в Риге начали с размахом © Sputnik
Строительство Rail Baltica в Риге начали с размахом © Sputnik

Проект затянулся и из-за задержек со стороны местных властей, например, при выпуске технических регламентов (город Рига задержал его на год) и включении в техрегламенты требований, не связанных с проектом. Землевладельцы также сопротивлялись проведению геодезических работ, и, конечно, пандемия коронавируса повлияла на первоначальные сроки.

Проблема 2: отчуждение собственности

Отчуждение имущества проходит со сложностями.

В рамках строительства латвийской линии Rail Baltica необходимо экспроприировать 1623 объекта недвижимости. В то время предполагалось, что на отчуждение всей недвижимости, необходимой для строительства линии, потребуется 139 млн евро. По состоянию на III квартал Латвия привлекла в общей сложности 52,1 млн евро из трех различных источников финансирования для отчуждения 649 объектов недвижимости.

Однако к сентябрю 2022 года на отчуждение имущества было потрачено всего 14,1 млн евро, и в отчете за III квартал 2022 года указано, что динамика отчуждения объектов вызывает опасения по срокам начала работ на основном железнодорожном маршруте в Латвии.

Кроме того, проектные работы еще продолжаются, поэтому не все объекты недвижимости, подлежащие экспроприации, были к тому времени определены.

Проблема главная: нехватка денег

С 2015 года основным источником финансирования проекта Rail Baltica является фонд "Соединяя Европу" (CEF/EIF), который привлекается на конкурсной основе.

Согласно начальному отчету 2022 года, с 2015 года по декабрь 2021 года страны Балтии и RB Rail получили почти 1,054 млрд евро финансирования CEF в рамках 6 финансовых соглашений. В отчете за III квартал указано 392,24 млн евро уже выделенного Латвии финансирования.

По данным исследования Benefit-Cost, стоимость латвийских мероприятий проекта оценивается в 1,92 млрд евро в ценах и объемах 2016 года.

Однако Минсообщения поясняет, что с 2016 года проект стал более масштабным. После завершения операционного исследования было принято решение создать экономический коридор для Rail Baltica - построить подъездные пути, станции и оптимизировать старую колею. По задумке, такая инфраструктура могла бы в будущем послужить развитию региональных перевозок.

Строительная активность Rail Baltica в Риге сходит на нет © Sputnik
Строительная активность Rail Baltica в Риге сходит на нет © Sputnik

Эти дополнительные ожидания увеличили латвийскую стоимость проекта на 501 млн евро. Таким образом, общая стоимость проекта составит не менее 2,42 млрд евро. Но с 2016 года общая стоимость Rail Baltica из-за инфляции выросла на 51%, или на 979 млн евро.

И, таким образом, в первом квартале 2022 года Минсообщения сообщило, что общая стоимость проекта составит 3,4 млрд евро, из которых Латвии не хватит 1,6-1,7 млрд евро.

При этом ведомство заявило в отчете, что это лишь приблизительные данные, и общая стоимость проекта, включая расходы на латвийские мероприятия, будет уточнена в 2023-2024 годах по окончании этапа проектирования и подготовки нового анализа затрат и выгод.

Что будет с проектом?

"По мере роста стоимости проекта увеличиваются и его преимущества, такие как сокращение выбросов CO2, рост валового внутреннего продукта, создание дополнительных рабочих мест, а также повышение мобильности пассажиров, экономия времени и безопасность", - оптимистично указано в отчете.

На следующей неделе предприятие RB Rail должно представить предварительные результаты анализа затрат и выгод, а также описать достигнутый к настоящему времени прогресс. 12 июня Госконтроль представит результаты ситуационного исследования контрольных органов Латвии, Эстонии и Литвы по ключевым вопросам, связанным с реализацией, финансированием и транснациональным сотрудничеством проекта Rail Baltica.