Найти в Дзене

Музеи мира: Палаццо Питти. Многогранный музей

Добрый день, уважаемые читатели!

Завершая разговор о Рафаэле, сегодня хотелось бы поговорить о музейном наследии мастера. Почти все фрески Рафаэля находятся в Риме, городе, с которым непосредственно связана творческая жизнь художника, при этом большую их часть можно увидеть в Ватикане.

Станца дель Инчендио ди Борго (Комната Пожара в Борго), Ватикан
Станца дель Инчендио ди Борго (Комната Пожара в Борго), Ватикан

Что же касается картин, то они рассыпаны по многочисленным галереям и музеям мира. Ни одна из этих коллекций не является достаточно полным собранием работ Рафаэля, хотя Музей Виктории и Альберта в Лондоне обладает серией из семи гобеленов, которые считаются наиболее выдающимся ансамблем, представляющим искусство Ренессанса за пределами Италии.

Галерея Рафаэля в Музее Виктории и Альберта
Галерея Рафаэля в Музее Виктории и Альберта

Разумеется, картины кисти Рафаэля, - или приписываемые ему, - имеются в каждом итальянском городе, так или иначе связанном с именем художника, однако галереи Флоренции и Рима действительно обладают многими шедеврами мастера. Большое количество картин Рафаэля находится в пинакотеке Ватикана и галерее Боргезе, другая часть его работ представлена в галерее Дориа-Памфили и Национальной галерее античного искусства. Во Флоренции работы Рафаэля собраны в двух крупнейших галереях города - Уффици и палаццо Питти, и эти коллекции по праву можно признать великолепными, а коллекцию Питти, в которой насчитывается более десятка картин, написанных Рафаэлем, - можно считать лучшим в мире собранием его произведений.

Рафаэль, Видение Иезекииля, 1518
Рафаэль, Видение Иезекииля, 1518

Истории галерей Питти и Уффици тесно переплетаются между собой, поскольку оба здания на протяжении многих лет были во владении одной и той же могущественной семьи Медичи.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Сегодня две эти галереи являются родственными заведениями, и их собрания не столько соперничают, сколько дополняют друг друга. Галерея Уффици охватывает практически всю историю итальянского, и в первую очередь флорентийского, искусства, начиная с XIII и заканчивая XVI веком, в то время как Питти концентрирует свое внимание на искусстве XVI и XVII веков, давая полное представление о художественных вкусах, царивших в те времена, когда создавалась коллекция. Этой эпохе соответствует и внутреннее убранство галереи, хотя внешний ее вид относится к более раннему времени.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Палаццо Питти расположено на южном берегу реки Арно. Оно было заказано Лукой Питти (1395-1472), одним из богатейших флорентийских купцов того времени. Постройка дворца началась около 1457 года. Кто на самом деле был архитектором этого сооружения, доподлинно не известно. По традиции им считают Филиппо Брунеллески, однако это маловероятно, поскольку тот умер в 1446 году. Другие называют архитектором Леона Батисту Альберти. Когда дворец был построен, он стал самым большим и величественным частным домом во Флоренции. Лука Питти был яростным соперником Медичи и, безусловно, желал, чтобы его дом оказался более роскошным.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Семья Питти перебралась в свой дворец в 1469 году, когда тот еще не был достроен. Он так и остался незавершенным, поскольку спустя всего три года Лука скоропостижно скончался. После этого дела семьи пошли под гору, и в 1550 году палаццо было куплено Элеонорой Толедской, женой Козимо Медичи (позже первого Великого герцога Тосканского). С этого времени дворец стал главной резиденцией семьи Медичи, и в 1560 году архитектор Бартоломео Амманати начал расширять его, чтобы обустроить внушительный трехэтажный внутренний двор.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

В 1565 году Джорджо Вазари соорудил переход через Понте Веккьо, соединивший палаццо Питти с палаццо Уффици, расположенным на другом берегу реки Арно (палаццо Уффици также было спроектировано Вазари и задумывалось как здание для правительственных учреждений). Одновременно с перестройкой палаццо Питти вокруг него были разбиты сады. Расположенные на склонах холма Боболи, они считаются одними из самых красивых садов во всей Италии.

Сад Боболи
Сад Боболи

В начале XVII века дворец Питти был вновь значительно расширен. На этот раз архитектором стал Джулио Париджи (племянник Амманати) и его сын, Альфонсо Париджи. Большая часть сохранившегося до наших дней внутреннего убранства относится к XVII и XVII векам и выдержана в характерном для того времени стиле барокко. Отделкой дворца занимался знаменитый художник и архитектор Пьетро да Кортона (1596-1669), написавший во дворце целый ряд великолепных потолочных фресок.

Пьетро да Кортона, роспись потолка в Палатинской галерее палаццо Питти
Пьетро да Кортона, роспись потолка в Палатинской галерее палаццо Питти

Изменения и перестройки палаццо продолжались вплоть до начала XIX века, и потому некоторые его комнаты и залы выдержаны в более позднем неоклассическом стиле. Управление Медичи Флоренцией и Тосканой закончилось со смертью Гастона Медичи, последовавшей в 1737 году. Несмотря на то, что в живых оставалась его сестра, Анна Мария Луиза Медичи, она, будучи женщиной, не могла наследовать титул брата, и новым Великим герцогом Тосканским стал дальний родственник Медичи, Франциск, герцог Лотарингии.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Анна Мария Луиза сумела заключить с новым герцогом договор, по которому вся коллекция произведений искусства, собранных семьей Медичи, передавалась в собственность городу Флоренции. Так было положено начало публичным музеям Уффици и Питти. Официально галерея Уффици была открыта в 1765, а музей Питти в 1833 году.

Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Палаццо Питти объединяет под своей крышей целый ряд музеев. Основная коллекция картин, включающая в себя более 500 полотен, известна как галерея Палатина. Помимо Рафаэля здесь представлены другие художники - итальянские, включая Андреа дель Сарто, Карло Дольчи, Сальватора Розу, Тинторетто, Тициана, и европейские, в том числе Рубенс. В галерее современного искусства собраны художники XVIII, XIX и ХХ веков,

Себастьяно дель Пьомбо, Мученичество святой Агаты, 1520
Себастьяно дель Пьомбо, Мученичество святой Агаты, 1520

а в Музео дельи Ардженти («Серебряном музее») представлены предметы искусства, собиравшиеся членами семьи Медичи на протяжении столетий и включающие в себя ювелирные изделия из серебра и золота, камеи, вазы и резьбу по слоновой кости. Здесь же имеется музей костюма, а великолепно декорированные залы дворца сами по себе являются еще одним - пятым по счету - музеем.

Ваза из собрания Медичи в палаццо Питти
Ваза из собрания Медичи в палаццо Питти
Галерея костюма в палаццо Питти
Галерея костюма в палаццо Питти

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

Музеи
137 тыс интересуются