Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы продолжаем разговор о великом мастере Ренессанса Рафаэле, начатый ранее:
Рафаэль был необыкновенно восприимчивой личностью, благодаря чему смог мастерски отразить в своем творчестве эстетические идеалы Возрождения, с интуитивным чувством истории интерпретируя самые новаторские художественные и культурные импульсы и часто опережая направления развития искусства. От больших фресок в Риме, от монументальных композиций, в которых гармония и уравновешенность достигли совершенства, к Мадоннам, ставшим свидетельством постоянного поиска достоверности и непроизвольности жестов, ритмических и эмоциональных связей, в которых видны уроки великого Леонардо; от портретов, глубокая правдивость которых возникла из проникновения в глубину души, за случайные внешние черты, с учетом социальных и психологических аспектов, от картин на мифологические темы, ставших настоящим возрождением древности, к последним, где внимание художника направлено на более драматические стороны жизни, - творческий путь Рафаэля представляется нам едва ли не самым захватывающим в истории искусства итальянского Ренессанса.
В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-9 произведений мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.
9. Святой Георгий борется с драконом, 1505-1506
Эта картина создавалась одновременно с полотном, на котором изображен архангел Михаил, побеждающий дьявола.
Обе картины хранятся в Лувре. Стремительность движений коня и всадника, а также великолепный подготовительный набросок, находящийся в Галерее Уффици, свидетельствует о том, что Рафаэлю были известны рисунки Леонардо.
8. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514-1515
Здесь художник добивается впечатления высокой интимности и доверительности: портретируемый, с которым Рафаэля связывала тесная дружба, словно ведет со зрителем задушевную беседу без слов. Изысканная цветовая гамма, основанная на холодных тонах, великолепно гармонирует с аристократической восприимчивостью, сдержанностью и светской пренебрежительностью автора книги «Придворный».
7. Портрет Томмазо Ингирами,1513
Кардинал и писатель Ингирами изображен тут скорее как ученый, чем как носитель высокого церковного сана, - с пером в руке и со взглядом, обращенным вверх и в сторону, словно в ожидании вдохновения. Таким образом Рафаэль сумел отвлечь внимание от косоглазия кардинала, придав его фигуре необходимое достоинство.
6. Мадонна дель Импанната (Мадонна с завесой), 1514
Картина, изображающая Деву Марию с младенцем вместе со святой Елизаветой, святой Екатериной и Иоанном Крестителем в детстве, названа по завешанному окну на заднем плане. Это одна из многих вариаций на тему Мадонны с младенцем, построенная на сложной игре жестов и взглядов. Полотно явилось плодом глубокого осмысления уроков Леонардо и Микеланджело.
5. Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле), 1513-1514
Одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем. Рафаэлю удалось соединить в гармоничное целое круговую схему композиции с натуральностью и нежностью материнских объятий. Как отмечает Эрнст Гомбрих, такому единству картины нисколько не мешает тот факт, что взгляды Мадонны и младенца направлены прямо на зрителя.
4. Обручение Девы Марии, 1504
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. На заднем плане имеется подпись Рафаэля и дата, написанная римскими цифрами - MDIII. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло - Альбиццини - для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвел прямо у него в руках. В правом углу картины изображен один из неудачливых женихов, с досады ломающий о колено свой собственный жезл. Выбранный сюжет был особенно популярен в той части Италии, где родился и вырос Рафаэль, поскольку кафедральный собор в Перудже гордился своей святыней - обручальным кольцом Девы Марии. Пьетро Перуджино, оказавший сильное влияние на стиль юного Рафаэля, в свое время писал картину на этот сюжет, и Рафаэль, приступая к работе, взял за основу композицию своего учителя.
3. Освобождение Святого Петра, 1512-1513
Станца д'Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил ее спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II (который умер в феврале 1513, в самый разгар работ). Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы, поскольку папа с особой любовью и привязанностью относился к Сан-Пьетро ин Винколи (Святой Петр в цепях), римской церкви, в которой хранились те самые цепи, в которые был закован апостол Петр во время пребывания в темнице. В этой же церкви спустя 30 лет после смерти папы Юлия II была воздвигнута его гробница, созданная Микеланджело. История чудесного освобождения апостола Петра из темницы ангелом подробно изложена в «Деяниях Апостолов».
2. Триумф Галатеи, 1512
Эту Фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски. Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса.
1. Сикстинская мадонна, 1512-1514
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвященных теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, - причем не только благодаря своей красоте, но и потому что король Фредерик Август III Саксонский купил ее у церкви Сан-Сиксто, в Пьяченце, за огромные деньги. Случилось это в 1754 году. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всем мире, название картины - «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» (церковь, для которой была написана картина, обладала реликвиями, связанными с этими святыми). Точные обстоятельства, при которых была заказана эта картина, нам не известны, а первое упоминание о ней, датированное 1550 годом, мы находим у Вазари в его «Жизни художников». Однако можно предположить, что папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией, в дни, когда захватчики оккупировали значительную часть Северной Италии. Французов изгнали из страны в 1512 году, а «Сикстинская мадонна», очевидно, была написана как раз между 1512 и 1514 годами, когда церковь святого Сикста, сильно пострадавшая во время войны, была вновь открыта после реконструкции.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: