Найти тему

История искусства: Интерьеры барокко и рококо. Эпизод первый: Превращения материи

Оглавление

Более века церкви, дворцы и частные жилища украшаются переливами барокко. Излишество становится правилом, а движение - законом композиции.

Международное распространение

Стиль барокко возникает впервые в Италии в последние годы XVI века. Великолепные постройки Бернини и Борромини, внутренние убранства римских церквей Контрреформации отступают от классической строгости ради свободного выражения страстей, театральности форм, избытка драгоценных материалов.

Джованни Лоренцо Бернини, Бронзовый балдахин над могилой святого Петра в соборе Святого Петра, Рим
Джованни Лоренцо Бернини, Бронзовый балдахин над могилой святого Петра в соборе Святого Петра, Рим

Интенсивность культурных обменов между Италией, центром всех искусств, и остальной Европой в течение всего XVII века позволяет широкое распространение идей и нововведений барокко. Нидерланды, Испания, Германия, Польша и Россия, Франция, но также и Южная Америка, где обосновываются иезуиты, затронуты изысканным, чувственным, торжествующим эстетизмом барочных красок и извивов. Убранство как светских, так и церковных помещений украшается волшебными волнами света, мраморными драпировками, которым виртуозное искусство скульпторов придаст текучесть, и растительными мотивами, оживляющими мертвую материю. Разрывая застывшую симметрию классицизма, барокко стремится поразить чувства новой игрой линий, в которой главное - динамизм, глубина и стремление к живописности.

Базилика Санта-Кроче, Флоренция
Базилика Санта-Кроче, Флоренция

Барокко, рококо, рокайль - вариации одного стиля

Происхождение слова «барокко» неясно, возможно, оно пришло из португальского. Португальцы называют словом barroco жемчужину неправильной формы. Действительно, «неправильный», «смутный», «диссонирующий», «вымученный» и «экстравагантный» - прилагательные, нередко применявшиеся к стилю барокко, непонятому любителями искусства до исследований Генриха Вельфлина (1864-1945), который предложил теоретическое осмысление барокко. Стендаль, записывая в своем дневнике от 26 августа 1817 года: «Уродство и нелепость этой скульптуры (Святой Игнатий) невероятны настолько, что я не решаюсь объяснять, в чем состоит ее уродство», выражает чувства, разделявшиеся очень многими его современниками. В лоне барокко вырабатывается так называемый стиль «рокайль», возникший во Франции в последние годы царствования Людовика XIV и характеризующийся крайней изысканностью декора, имитирующего растения и минералы.

Рокайль Аббатской церкви Аморбах, Бавария
Рокайль Аббатской церкви Аморбах, Бавария

Другое его перевоплощение, рококо - настоящий апофеоз барокко. Итак, в своих крайних проявлениях барокко - это стремление к чистому наслаждению декоративными элементами, грандиозный спектакль, где единственными правилами являются игра, излишество и лиричность форм.

Известные произведения

ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ ЦЕРКВИ СВЯТОГО СТЕФАНА

Хосе Бенито де Чурригера, начат в 1693, Саламанка, Испания

Хосе Бенито де Чурригера, главный алтарь церкви Святого Стефана,1693,  Саламанка, Испания
Хосе Бенито де Чурригера, главный алтарь церкви Святого Стефана,1693, Саламанка, Испания

Испанское барокко развивали две династии архитекторов: Чурригера в Кастилии и Фигероа в Андалусии. Алтарь церкви Святого Стефана в Саламанке, выполненный Хосе Бенито де Чурригера, отличается совершенным равновесием между монументальностью форм и пышностью декора. Все это сооружение из позолоченного дерева покрыто резным растительным орнаментом, ритмизирующим пространство. Завиткам виноградных лоз и ветвей аканфа, обвивающим колонны, отвечает горизонтальный орнамент из венков. Это порождает эффект гармоничного, несмотря на обилие орнаментальных мотивов.

ИЕЗУИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЕПОЦОТЛАНЕ

Иезуитская церковь, 1670-1762, Тепоцотлан, Мексика

Иезуитская церковь, 1670-1762, Тепоцотлан, Мексика
Иезуитская церковь, 1670-1762, Тепоцотлан, Мексика

В Южной Америке барокко распространялось иезуитскими миссиями. Искусство служит здесь прославлению Католической церкви, а также тому, чтобы произвести впечатление на местное население. Стены полностью покрыты обшивкой из позолоченного резного дерева, называемой «тахла», а пилястры украшены стилизованным орнаментом, заимствованным из местного искусства; в этом проявляется забота о культурной ассимиляции. Обилие золотых украшений заставляет говорить о настоящем буйстве декора.

ЦЕРКОВЬ В ВИСЕ

Доминик Циммерман, 1745-1754, Бавария

Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария
Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария

Немецкое барокко находит свое высшее воплощение в убранстве церквей рококо, например этой церкви для паломников в местечке Вис, в сельской Баварии. Овальное в плане пространство нефа организовано источниками света на галерее, которые подчеркивают белизну колонн и оттеняют цветную и позолоченную лепнину верхней части.

Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария
Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария

Глаз, следуя за этим чуть вычурным контрастом, подымается от светового пояса к массивному декору восходящим движением, которое является одним из основных принципов стиля барокко.

Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария
Доминик Циммерман, церковь в Висе, 1745-1754, Бавария

ОВАЛЬНЫЙ САЛОН ОСОБНЯКА «СУБИЗ»

Жермен Боффран, 1732-1739, Париж

Жермен Боффран, особняк Субиз, 1732-1739, Париж
Жермен Боффран, особняк Субиз, 1732-1739, Париж

Рокайль - одна из форм, которые принимает барокко во Франции в царствование Людовика XV. Этот легкий и изящный стиль определяется обилием графических форм растений или морских животных. В Овальном зале особняка Субиз, где находится сейчас Национальный архив, золотые виньетки стилизованного декора из ракушек и гирлянд перекликаются друг с другом, умножаясь в зеркалах, чередующихся с панелями на закругляющихся стенах. В частных помещениях изысканность декора есть выражение образа жизни, и роскошь отказывается от традиционной классической помпезности ради элегантности игры золота и света, отражаемой зеркалами.