Найти тему

История искусства: Интерьеры барокко и рококо. Эпизод второй: когда барокко не только цыганское

Оглавление

По завершении эпохи Возрождения возросший интерес к деталям интерьера обусловил возникновение барокко - пышного архитектурного стиля. Мастера стремились максимально использовать декоративные элементы при оформлении экстерьеров и интерьеров жилищ, того времени.

К концу XVI века первенство в области изобразительных искусств среди европейских стран завоевала Италия. В эпоху Возрождения, или Ренессанса, возобновился интерес к классическим ценностям. Тогда как колыбелью раннего Возрождения была Флоренция, новый стиль зародился в Риме. В отличие от архитектурного стиля эпохи Ренессанса, барокко затронуло в основном религиозные здания; правда, приверженцы нового стиля в странах Северной Европы позднее стали использовать характерные элементы барокко и в интерьерах светских зданий.

Церковь Санкт-Иоганн-Непомук, Мюнхен
Церковь Санкт-Иоганн-Непомук, Мюнхен

Архитекторы, которые придерживались канонов классической греческой архитектуры, - например, Андреа Палладио (1508-1580), - создавали стилизованные особняки с фронтонами (над окнами, дверями или по всей длине фасада) и колоннами. А вот зодчие направления, возглавляемого Микеланджело Буонарроти (1475-1564), выработали новый стиль с плавными линиями на основе методик, усовершенствованных художниками и скульпторами эпохи Ренессанса, которые стремились сделать свои изображения максимально реалистичными. Особенностями нового архитектурного стиля, одобренного Римской католической церковью, стали пышность, контрасты материалов и фактур, игра света и тени.

Культ религии

В Риме господствовал культ религии: контрреформация (в противоположность лютеранским идеалам, превалировавшим в период Реформации в протестантских государствах современной Европы) поощряла богатую отделку церквей и соборов. Реформированная церковь не видела необходимости в росписи религиозного содержания и в декорированной меблировке алтаря; а в период контрреформации монументальные статуи, позолота и изображения религиозных сюжетов усиливали эффект драматизма и мистицизма.

Главным событием того времени стало завершение сооружения собора Святого Петра в Риме. К возведению здания собора по проекту архитектора Браманте приступили еще в начале XV века, а завершил начатое дело Микеланджело, спроектировавший величественный купол собора. Основными элементами нового стиля стали овалы и дуги; везде, где возможно, видоизменены и дополнены украшениями простые формы - квадраты, круги и треугольники.

Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме

Интерьер собора Святого Петра оформил Джан Лоренцо Бернини (1598-1680): коринфские колонны (мотив классического греческого стиля) увенчаны витиеватыми капителями, поддерживающими позолоченный потолок; окна украшены позолоченной лепниной; мраморные статуи настолько реалистичны, что кажутся живыми.

Гробница Папы Урбана VII в соборе Святого Петра в Риме
Гробница Папы Урбана VII в соборе Святого Петра в Риме

Франческо Борромини (1599-1667), как и Бернини, сперва увлекался скульптурой, но позже сосредоточился на архитектуре. Отдельные элементы спроектированных им зданий в Риме прежде всего церквей Сант-Иво-алла-Сапьенца и Сан-Карло алле Куатро Фонтане - в частности лепные потолки и изогнутые фасады - свидетельствуют об исключительной способности Борромини работать с ограниченными пространствами.

Церковь Сант-Иво-алла-Сапьенца, Рим
Церковь Сант-Иво-алла-Сапьенца, Рим
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим

Рококо

Со временем стиль барокко стал популярен и в других странах: во Франции в XVII-XVIII веках он трансформировался в более утонченный стиль рококо, в Англии был существенно упрощен (яркий пример - собор Святого Павла, спроектированный Кристофером Реном), а в Германии зодчие выработали на основе барокко новый стиль. Видным представителем немецкого барокко был Иоганн Бальтазар Нейман (1687-1753), родившийся в Богемии (современная Чехия), но позже эмигрировавший в город-государство Вюрцбург (ныне территория Германии). Нейман, пользовавшийся покровительством князя-епископа Шёнберна, стал придворным архитектором.

Барочная церковь Святого Паулина в Трире
Барочная церковь Святого Паулина в Трире

Он спроектировал епископскую резиденцию, а также ряд религиозных и государственных зданий. Стиль Неймана можно охарактеризовать как «живой»: колонны и окна его зданий обеспечивают органичное взаимодействие элементов конструкции со светом, что создает ощущение пространства. Купола и цилиндрические своды придают интерьеру гармоничность и элегантность. Редкая поверхность не украшена декоративными элементами. Особого внимания заслуживает лестница в главном зале дворца в Вюрцбурге.

Парадная лестница епископской резиденции в Вюрцбурге
Парадная лестница епископской резиденции в Вюрцбурге

Своды и окна в помещении позволяют дневному свету заполнить всё пространство, на стойках балюстрады красуются статуи, стены украшены изящной лепниной, а потолок - фреской, выполненной венецианским художником Джандоменико Тьеполо. В 1750 году он вместе с отцом Джованни Батистой Тьеполо и братом Лоренцо прибыл в город, чтобы приступить к отделке интерьера дворца.

Дворцовая капелла в Вюрцбурге
Дворцовая капелла в Вюрцбурге

Братья Азам

В одно время с Нейманом творили братья Азам - Космас Дамиан (1686-1739) и Эгид Квирин (1692-1750). Художественное образование братья получили в Риме. Космас, как и отец, писал фрески, а Эгид был специалистом по лепнине, но архитектурное искусство им было не чуждо. Творения Бернини произвели сильное впечатление на братьев Азам, и они задались целью создать theatrum sacrum (священный театр) - здание, каждый элемент которого подчеркивал бы его целостность и где прихожане могли бы всецело сосредоточиться на общении со Всевышним. Вершиной творчества братьев Азам считается церковь Санкт-Иоганн-Непомук в Мюнхене (Германия). Грандиозный неф церкви подчеркивается вертикальными линиями клеристория (купольной части здания церкви), а фрески и лепнина на потолке, кажется, уводят взгляд ввысь, в небеса.

Церковь Санкт-Иоганн-Непомук, Мюнхен
Церковь Санкт-Иоганн-Непомук, Мюнхен

Читайте также: