В окружающем нас мире каждый цвет имеет свое значение. Одни мы считываем интуитивно, другими просто любуемся, не догадываясь, какое важное сообщение хочет донести нам природа.
В этой статье мы поговорим о том, какие цвета не только радуют глаз человека, но и помогают выживать растениям и животным. А также рассмотрим, как люди научились использовать эти знания в разных сферах.
Перед тем, как погрузиться в чтение, проголосуйте за наиболее интересные темы в нашем опросе или напишите свои варианты в комментариях. Это не займет много времени, но очень поможет нам в создании контента :) Заранее благодарим!
Для чего природа использует цвет?
Все, что находится за стенами наших домов, уже в некотором смысле можно назвать дикой природой. С этой точки зрения, человек, какими бы великими ни были его достижения, всего лишь гость. То, что мы изучали годами, другие живые существа знают, понимают и чувствуют с рождения.
5 способов выживания с помощью цвета:
1. Камуфляж и защита. Чтобы избежать риска быть съеденным, важно сливаться с окружающей средой. Поэтому заяц к зиме меняет серую шубку на белую, а тигр отлично маскируется среди травы и веток. Из-за особенностей зрения травоядные не различают красные оттенки, поэтому яркий хищник в их глазах выглядит зеленым и сливается с местностью именно за счет полосок.
2. Общение и обмен информацией. Птицы/бабочки выглядят такими "нарядными", чтобы привлечь внимание партнеров. А цветы сигнализируют о себе яркими цветами, приманивая насекомых для опыления.
3. Защита от нападения. Некоторые животные и растения используют яркие цвета, чтобы предупредить о том, что они ядовиты или опасны. Это помогает отпугнуть всех желающих ими полакомиться. Даже те, кто совсем не разбирается в грибах, с детства знают, что красный — это мухомор, и есть его нельзя :)
4. Регуляция температуры. Цвета могут влиять на теплообмен у растений и животных. Еще со школьных уроков физики мы знаем, что темные оттенки поглощают больше тепла от солнца.
5. Идентификация. Некоторые виды используют уникальные цветовые схемы, чтобы различать друг друга в стае или сообществе. Так, у птиц самцы выглядят ярче самок, пчелы и муравьи определяют по цвету разные "касты" в своей колонии, а рыбы отличают сородичей по цвету плавников или хвоста.
Как цвет влияет на человека?
По большей части в природе яркие цвета (красный, желтый, зеленый, синий) означают опасность. Скорее всего, животное или растение с такими оттенками ядовитое/токсичное или просто невкусное :) Как ни странно, об угрозе также могут предупреждать черный и белый цвета.
С начала времен человек трактовал яркие оттенки по-своему. За много лет каждое значение цвета обросло множеством культурных особенностей, многие из которых используются по сей день:
- В России традиционно девушки выходили замуж в белом платье, подчеркивая невинность и чистоту, в Китае этот цвет ассоциируется со смертью и трауром.
- В европейских странах красный — опасность или страсть, а в Индии — сила, удача и крепкий брак.
- В Китае желтый был цветом императора и означал власть, в Индии это цвет солнца и знания, используемый для праздников и религиозных ритуалов.
Подробнее об истоках цветового кодирования мы рассказывали в этой статье. Другие интересные факты про связь древних цивилизаций с цифровой жизнью читайте по ссылкам: Наследие Древнего Египта и Тайна шифра Майя.
Цвета окружающего пространства влияют на наше настроение и поведение сильнее, чем мы думаем. В первую очередь это связано с "устоявшимися" ассоциациями: желтая машина — такси, черный — стройнит, красная помада или маникюр — роковая женщина. Эти и многие другие знания человек использует неосознанно или намеренно, чтобы невербально влиять на других людей.
Какое воздействие может оказывать цвет:
1. Эмоциональное. Различные цвета могут вызывать разные эмоции у людей. Например, красный цвет может ассоциироваться с энергией, страстью или агрессией, а синий — со спокойствием и умиротворением.
2. Психологическое. Яркие цвета могут стимулировать активность и концентрацию, в то время как более нейтральные или пастельные цвета способствуют релаксации.
3. Физиологическое. Некоторые исследования показывают, что цвета могут влиять на физиологические реакции человека, такие как изменение частоты сердечных сокращений, давления и уровня адреналина.
4. Культурные ассоциации. Как мы уже упоминали ранее, в одной культуре определенный цвет может ассоциироваться с праздником, а в другой — с трауром.
5. Влияние на принятие решений. В совокупности с вышеперечисленными пунктами цвета могут влиять поведение людей. Например, магазины используют определенные цветовые схемы для стимуляции покупательского поведения.
Важно отметить, что визуальное восприятие — штука индивидуальная. Также контекст и сочетание цветов также могут оказывать влияние на их восприятие. Рассмотрим на простых примерах: одежда и интерьер.
Одежда
Почему врачи носят белые халаты? Это ведь не практично! Дело в том, что раньше белый цвет одежды отражал профессионализм хирурга: меньше пятен, выше навык. Сейчас это, скорее, традиция. Но все равно белый халат подсознательно воспринимается как сигнал чистоты и оказания помощи.
Как еще на нас влияют через цвет одежды:
- На формальных встречах и мероприятиях используются строгие и сдержанные цвета: черный, белый, серый или темные оттенки красного, синего и зеленого. Никаких оранжевых носков или галстуков с уточками. Сам дресс-код говорит, что здесь все серьезно, важно и ответственно.
- Осенью в магазинах одежды больше витрин с теплыми и мягкими оттенками, а зимой — с холодными и "рождественскими" (красный, зеленый, белый). Словно покупателей с помощью определенных цветов настраивают на то или иное настроение/время года.
- Если в образе преобладают спокойные цвета, их обязательно надо разбавить яркими акцентами. Благодаря чему общая картинка выглядит гармоничной и завершенной. Это касается не только одежды, но и интерьера, но о нем мы более детально поговорим далее.
Понятно, что мода переменчива, а в неформальной обстановке человек волен выбирать любые цвета, опираясь на свои предпочтения. Кто-то поднимает себе настроение яркими аксессуарами или принтами, кто-то чувствует себя себя более уверенно в определенных оттенках, кто-то просто надевает первое, что выпало из шкафа :) Тем не менее, многие обстоятельства вынуждают нас подбирать цвета одежды под ситуацию.
Интерьер
Оттенки, используемые в дизайне помещения, могут существенно влиять на настроение и поведение людей. Например, теплые цвета используют для создания уюта или подъема энергии. Холодные цвета способствуют расслаблению и спокойствию, что делает их идеальными для спален и ванных комнат. Нейтральные оттенки, такие как белый, серый и бежевый, часто используются для создания чистоты и простора, а также служат отличным фоном для акцентных цветов.
Углубляясь в колориметрию — науку о цветах — можно выяснить, как многие компании управляют клиентами уже через интерьер:
- В заведениях по продаже фаст-фуда зачастую яркие стены в теплых оттенках — желтый, оранжевый, красный. В сочетании с быстрой музыкой такая обстановка заставляет больше и быстрее есть, а значит, увеличивает продажи и проходимость.
- Синий цвет популярен в брендинге финансового сектора. Он ассоциируется с покоем, доверием и надежностью. Также оттенки синего используются в офисах и рабочих пространствах для создания атмосферы концентрации и спокойствия.
- Зеленый — еще из детства и ассоциации со светофором — подсознательно настраивает нас на безопасность и спокойствие. Этим пользуются многие компании: от продуктовых супермаркетов и кафе, до банков и медицинских центров.
Так, еще на этапе планирования какого-либо проекта использование знаний о цвете позволяет создать благоприятные условия для жизни и работы, а также добиться нужного эффекта с помощью невербальной коммуникации.
Значение цвета в виртуальном пространстве
В рамках этой темы виртуальная жизнь мало чем отличается от реальной. В соц. сетях, приложениях, рекламе и других цифровых продуктах цвет помогает привлекать внимание, выделять важную информацию и даже создавать определенные настроения. Также знания о влиянии разных оттенков активно используется в брендинге и визуальной идентификации. Вы наверняка за секунду угадаете фиолетово-розовый маркетплейс :)
У каждого виртуального продукта есть свои основные цвета. Например, приложения и сервисы для работы зачастую имеют белый фон. Это помогает сосредоточиться и настроиться на выполнение задач.
При большой нагрузке структурированную информацию воспринимать намного проще. В документах для этого используется форматирование: абзацы, заголовки, размер и шрифт текста. В таск-трекерах — карточки задач, различные иконки и теги.
Когда создавалась система ведения задач Zetep, команда специалистов постаралась учесть множество нюансов, чтобы сделать работу пользователей удобнее и приятнее. Благодаря этому у нас вы найдете:
- Гибкие настройки отображения. Возможность установить любой цвет фона для поля с задачами, размер колонок на Kanban-доске и вид деталей в карточке задачи. Подробнее об этих функциях рассказывали в этой статье.
- Расширенные возможности тегов. Создавайте неограниченное количество "пометок" для задач, присваивайте им любые названия и цвета. Это позволит быстрее ориентироваться в проекте.
- Собственная классификация задач. Добавляя типы задач, вы также можете выбирать каждому название, цвет и значение в настройках. Это помогает ориентироваться не только на Kanban-доске или в списке, но и на дорожной карте.
- Настройка приоритетов. Создайте свою классификацию срочных и важных задач, обозначив их с помощью цвета.
Грамотная организация задач не только важна, но и удобна, если вы используете Zetep :)
Подписывайтесь, голосуйте за темы для следующих статей в нашем опросе или пишите свои варианты в комментариях.