Найти тему
Sport24.ru

Жертвовал собой ради СССР, добился всего каторжным трудом, едва не покалечился, став тренером. Истории о Михайлове

«Шайба и лицо тренера нашли друг друга».

   Юрий Кузьмин, photo.khl.ru
Юрий Кузьмин, photo.khl.ru

Борис Михайлов добился всего, о чем только может мечтать любой хоккеист. Легендарный форвард был лидером ЦСКА и сборной СССР больше десятилетия, а количество завоеванных им трофеев перевалило за несколько десятков. Дополнительную ценность всем достижениям Михайлова придает тот факт, что по большому счету он был обделен хоккейным талантом. Безусловно, он был способным игроком. Однако о тех природных данных, которые были у Валерия Харламова, Игоря Ларионова, Сергея Федорова, Павла Дацюка и других легенд советского и российского хоккея, ему оставалось только мечтать. Многолетний капитан ЦСКА и сборной СССР добился успеха исключительно за счет сумасшедшего труда и пахоты. Михайлов понимал, что его может прокормить только самоотверженная игра и умение отдаваться без остатка в каждом эпизоде. Поэтому Борис сделал своим «офисом» ближний пятак. Как говорят многие тренеры, оттуда всегда забивается большая часть голов. И 13-й номер ЦСКА и сборной СССР знает это лучше остальных.

Однако у постоянной игры на пятаке есть и определенные минусы. И они существенны. Защитники прекрасно знают, что нападающие чрезвычайно опасны на пятаке, поэтому стараются минимизировать их время нахождения в этом месте. И единственный рычаг, которым они могут воспользоваться в этом деле — грубая физическая сила. Игроки обороны часто наносят колющие удары соперникам, чтобы те самостоятельно уехали с пятака и не создавали опасных ситуаций у чужих ворот. Но иногда одними лишь неприятными тычками дело не ограничивается. Михайлов был чрезвычайно упертым игроком, поэтому его «выкуривали» с пятака только ценой нанесения повреждения или травмы. Именно поэтому Борис трижды за карьеру ломал нос.

ВИДЕО

А стоит ли упоминать, сколько ушибов, трещин и синяков было у олимпийского чемпиона? После каждого матча капитан ЦСКА и сборной СССР ходил перебитым, но это его не останавливало — в следующей встрече он снова занимал место на пятаке и исправно выполнял свою работу. И зачастую даже выходил на лед с серьезными травмами.

Удивительно, но Михайлов продолжил получать повреждения даже после окончания карьеры. В 1981 году Борис Петрович возглавил ленинградский СКА. А позднее работал в национальной сборной. Именно там легендарный в прошлом форвард в очередной раз пострадал от коварной шайбы.

«В ходе одного из матчей Евротура соперник крепко прижал нас в зоне. А тогда, если вы помните, тренеры стояли на скамейке перед игроками. Так вот. Наши парни отбиваются всеми силами, мы на скамейке, стоя наблюдаем за происходящим. Борис Петрович отвлекся немного, и в этот момент кому-то из наших удалось вынести шайбу. Она предательски полетела вдоль заградительного стекла в сторону нашей скамейки. Мы, хоккеисты, все видели, поэтому сделали шаг назад, а Михайлов, наоборот, решил посмотреть, что происходит на льду, и придвинулся к бортику. Шайба и лицо тренера нашли друг друга. Мы, понятно, перепугались за главного. Но на его счастье шайба попала в очки. А теперь представьте в замедленном повторе: очки летят в одну сторону, тренер по инерции в другую сторону уворачивается от шайбы. А мы — как в кино на первом ряду. Понятно, что сдержать улыбку было тяжело. Слава богу, все обошлось. А Борис Петрович, как ни в чем не бывало, поднял очки, нацепил их на нос и еще потом долго выпытывал у нас, кто это так неаккуратно вынес шайбу. И грозил кулаком в сторону льда — дескать, ну, держись, хулиган!», — рассказывал Максим Сушинский в интервью.