Средние века — эпоха контрастов и парадоксов. Взаимоотношения полов в этот период не исключение. С одной стороны — возвышенная куртуазная любовь, с другой — суровые церковные запреты. Как же на самом деле обстояли вопросы любви в «тёмные века»? Обо всём по порядку.
Неженское время
Монахи и философы не жалели красок, изображая женщин как источник всех бед. «От жены начало греха, и через неё все мы умираем», — вторили они библейским строкам. Аристотель, чьи труды были популярны в Средневековье, считал женщин «существами дикими и лишёнными разума». По сути Средневековье можно смело назвать «мужскими веком». Европейские женщины в то время находились в тени своих супругов.
А святой Иероним и вовсе рекомендовал регулярно наказывать женщин и «поддавать им». Представьте современного мужчину, пытающегося применить подобные советы… Он бы моментально оказался в суде!
Врата для нечистой силы
Средневековая женщина — загадка для современного человека. Можно представить себе прекрасную даму, запертую в высокой башне. Но реальность была совсем иной. Мужчины той эпохи видели в женщинах то коварных соблазнительниц, то малообразованных проходимок. «Женщина — это врата для нечистой силы», — заявляли церковники. При этом она же могла управлять замком и вести всё хозяйство, пока муж отсутствовал.
А чего стоят средневековые «стандарты красоты»! Бледная кожа, высокий лоб, отсутствие бровей — прямо антипод современных идеалов. Хотя, кто знает, может через пару веков снова войдут в моду средневековые каноны?
Понимание женской природы
Средневековые мужи ломали головы над загадкой женской натуры. Фома Аквинский даже попытался создать типологию женщин. Представьте себе средневековый журнал с тестом: «Узнай, какая ты дама: зимняя, весенняя, летняя или осенняя?». Учёные той эпохи искали ответы на звёздном небе, связывая женские черты с природой и потусторонним миром. В Средние века говорили, что «женщина непостоянна и изменчива, как Луна».
Бесовщина какая-то!
Рыжих женщин в Средневековой Европе обходили стороной и регулярно обвиняли в колдовстве. Но монах-инквизитор Генрих Крамер пошёл дальше — в своём сочинении «Молот ведьм» он преисполнен самых смелых фантазий. Генрих пишет, что некоторые женщины по ночам воруют у мужчин... их «мужские инструменты». Зачем? Чтобы держать их в роли питомцев!
Ну, тут даже у самого бесстрашного средневекового героя пятки вспотеют. Бесовщина какая-то творилась? Маловероятно. Скорее, истоки сего бреда связаны с недугами, когда мужчинам мерещилась пропажа причинного места.
Церковный взгляд
Церковь в Средневековье смотрела на «личную» жизнь так сурово, словно это был не дар божий, а испытание на прочность. «Близость — только для зачатия!» — говорили проповедники с амвонов. Идеальной считалась благочестивая особа. Но как же фраза «плодитесь и размножайтесь»? Этот парадокс вызывал у богословов настоящую головную боль.
В итоге нашли компромисс: близость вроде как разрешили, но без особого энтузиазма. Любопытно, что церковники, не имевшие дел с женщинами, считали себя экспертами в вопросах семейной жизни. Это всё равно что вегетарианцу судить о качестве стейка! Впрочем, со временем даже они начали понимать, что теория и практика в этом вопросе расходятся.
Символы красоты
Несмотря на суровые церковные запреты, средневековые люди не превратились в бесполых ангелов. Жизнь брала своё, как весенний цветок, пробивающийся сквозь асфальт. В реальности «личная жизнь» была куда богаче, чем предписывали каноны. Куртуазная любовь трубадуров, чувственные романы при дворе, объятия за стогом сена — всё это существовало вопреки, а может, и благодаря запретам.
Символами «притяжения» считались не привычные нам формы тела, а... волосы, руки, цвет губ. Средневековая дама, распустившая волосы, производила такой же эффект, как современная модель на пляже. Что думали о понятии близости простолюдины, история умалчивает. Но судя по количеству детей в семьях, размышляли они об этом часто!
Ответственность за любовь
Средневековые методы контрацепции удивят любого современного человека. Отвары из трав, магические заклинания — чего только не придумывали наши предки! Церковь, конечно, всё это строго запрещала. «Каждая частица мужчины священа», — примерно так бы пели средневековые Монти Пайтоны. Интересно, что ответственность за «близость» обычно ложилась на женщин.
Женщины хранили секреты трав и снадобий, передавая их из поколения в поколение. Представьте себе средневековую бабушку, дающую внучке рецепт «приворотного зелья наоборот»! Впрочем, самым надёжным методом контрацепции оставался банальный отказ от отношений. Судя по росту населения, этот метод не пользовался популярностью.
🤫 Литература Средних веков пестрела бестактными байками. «Декамерон» Боккаччо читали взахлёб, но украдкой. Чуть позже Жан де Лафонтен позаимствовал оттуда сюжет для своей басни, а Пьер Сюблейра нарисовал картину, которая сейчас хранится в Эрмитаже.
Байки и истории
Вышеназванное полотно демонстрирует лихо закрученный сюжет! Монаху Дону Джьянни приглянулась жена крестьянина, и он решил во что бы то ни стало её завоевать. Хитрец пообещал глупцу, что расскажет ему о методе превращения жены в «перевёртыша». Утром — лошадь для работы в поле, а ночью — супруга! Дон Джьянни огласил условия: полная тишина; всё должно остаться в тайне; и придётся подождать, пока он закрепит лошадиный хвост!
Средневековая культура была полна парадоксов. С одной стороны — строгая мораль, с другой — весьма свободные шутки и анекдоты. Словно чопорная дама, которая днём поучает всех приличиям, а вечером отплясывает на столе. А уж сколько ходило сплетен о похождениях знати! Эти истории передавались из уст в уста, обрастая всё новыми подробностями.
———
С вами был «Эпос Клио».