Здравствуйте Уважаемые читатели! 23 ноября 1942 года войска противника в Сталинграде попали в котел, и в Берлине решили, что они смогут воплотить в жизнь Демянский опыт полугодичной давности и снабжать 6-ю армию Паулюса по воздуху. Да, конечно, у врага в этом плане были шикарные возможности, учитывая их парк транспортной авиации, тем не менее, они были не безграничными, а попытка снабжать котел по воздуху отчасти стала авантюрой. Итак, в сутки окруженцам нужно было 700 тонн грузов, и на совещании решили, что смогут их доставлять, допустив ошибку в расчетах, да ещё и не одну. В итоге в среднем доставлялась 94 тонны, в удачные дни до 150 тонн. Но это был не Демянск.
Дабы не допустить поставки в котел наше командование создаёт четыре зоны противодействия врагу, в которых были задействованы части 8-й, 16-й, 17-й и части 2-й воздушной армии, всего порядка 1.8 тысяч машин, это в два раза больше, чем у врага. Первая зона была в районе откуда взлетали самолёты с грузами, как правило, тихоходные старички Ю-52, позже с сокращением парка будут привлекаться и другие модели, к примеру, четырехмоторные Не-177, FW-200 и Ю-290 и даже бомбардировщик Не-111 переделанный под грузовой. Вторая зона шла в районе внутреннего окружения. Между первыми двумя в перемычке находилась третья, здесь по врагу била не авиация, а зенитчики, а именно 235 орудий, 241 зенитный пулемет. И четвертая зона - это небо над котлом. Работали очень эффективно, поэтому враг волей неволей полюбил и ночь, и плохую погоду, которую всегда не ненавидел. Тем не менее и в этих условиях наши атаковали, кстати, в этих боях участвовали Пе-2 с ДРЛМ, которая видела самолёты противника на расстоянии более 3 километров. Как итог, ряды люфтваффе рядели, причем не только в небе.
На земле враг нёс потери соизмеримые, это, например, освобождение аэродрома в Тацинской, где противник потерял более 100 машин, или, к примеру, на ст. Чир, освободив которую наши взяли хорошие трофеи 23 ноября 1942 года, погружено к отправке было два десятка самолёта, ещё до сотни в мастерских, какое у них состояние было - не скажу. В небе, как я упомянул выше транспортники сбивали и их надо было охранять, и вот уже фашистам привыкшим к свободной охоте на уставших летчиков РККА приходилось вместо пополнения списков побед сопровождать транспортники, развязывая руки нашим ВВС. Тот же начальник транспортного снабжения люфтваффе Фридрих Морцик признал потерю половины Ю-52 от имевшихся.
Германия не только потеряла здесь 6-ю армию, но также свыше половины всех имевшихся на то время транспортных Ju 52, огромное количество самолетов-бомбардировщиков и ценное авиационное имущество, восполнить которое немедленно не представлялось возможным.
Это был колоссальный удар по врагу, ведь по сути он лишался своей палочки выручалочки, которая не раз спасала передовые части Вермахта, обеспечивая их продвижения. И восполнить потери враг не мог, в приоритете были истребители и бомбардировщики. В итоге наши потери за время существования Сталинградского котла составили 512 машин, у врага под тысячу по разным оценкам. А у меня на этом все. Всем большое Спасибо за внимание. До свидания!