«Business Excellence», июнь 2024.
Рубрика: Зеленые проекты.
Авторы: Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»,
Кирилл ЩЕЛЧКОВ, начальник научно-консультационного отдела ФГАУ «НИИ «ЦЭПП».
Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности, устойчивости бизнеса
Концепция наилучших доступных технологий (НДТ) в современных реалиях является регуляторным инструментом для стимулирования бизнеса к модернизации основных фондов. Начиная с 2019 года предприятиями промышленности разработаны и одобрены Межведомственной комиссией более 130 программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Суммарные инвестиции бизнеса в их реализацию составят более двух триллионов рублей. Это значительно, на порядок превышает все суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, внесенные в бюджеты разных уровней за аналогичный период.
Таким образом, через ППЭЭ реализуется принцип «загрязнитель платит» в его исходном понимании, когда предприятия-загрязнители инвестируют средства в предотвращение и сокращение негативного воздействия. Новая система регулирования создала основу для увеличения инвестиций промышленных предприятий в экологически и ресурсоэффективное развитие.
Реализация ППЭЭ требует больших финансовых вложений, и подобные проекты редко бывают рентабельными. Благие начинания бизнеса, безусловно, заслуживают государственной поддержки, и здесь важно не оценивать проект исключительно по финансовым показателям. В России в последнее время проведено немало исследований — рассматривались проекты строительства новых и реконструкции действующих предприятий широкого спектра отраслей промышленности. Выяснилось, что высокая стоимость инвестиционного проекта отнюдь не гарантирует его ресурсную и экологическую эффективность.
Надежная доказательная база для оценки инвестпроектов
Какой метод следует взять за основу объективной оценки инвестиционных проектов, чтобы финансовую поддержку получили лучшие из них? Как выстроить эффективную систему экспертной оценки? Минпромторг России предложил и апробировал новый подход.
Зарождение экспертного сообщества
Сегодня в механизмах поддержки активно используются реестры, перечни оборудования, списки направлений реализации проектов, отраслей экономики. Расставляются приоритеты, и принадлежность к позициям этих реестров дает возможность получения денежных средств и/или определенных преференций. Таковы сложившиеся в течение десятилетий подходы к формированию так называемых вертикальных инструментов промышленной политики.
Системы отбора проектов, построенные по таким моделям, стимулируют сосредотачиваться на административных действиях. Целью становится включение в реестр или перечень, а не реальное достижение положительного экологического, экономического или социального эффекта от реализации проекта. К сожалению, быстро образуются теневые, обходные пути попадания в реестр, что способствует коррупции.
Проекты, претендующие на получение мер государственной поддержки, до последнего времени проходили оценку в различных организациях: Фонде «Сколково», региональных подразделениях Торгово-промышленной палаты, органах по сертификации и др. Установлено, что в ряде случаев поддержку получают проекты модернизации действующих и создания новых предприятий, ресурсная и экологическая эффективность которых не отвечает требованиям НДТ. Это приводит, с одной стороны, к нерациональному использованию природных ресурсов и росту негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), а с другой — к невозможности ввода в эксплуатацию вновь созданных объектов, для которых соответствие НДТ является обязательным требованием, установленным природоохранным законодательством.
В современной промышленной политике также активно используются такие меры поддержки предприятий, как субсидии — предоставление денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, когда это необходимо для решения общественно значимых задач. Особенность такой поддержки — использование конкурсных механизмов предоставления субсидий, при этом в число критериев включаются показатели эффективности использования средств. Итоги подводят специально созданные межведомственные комиссии или советы, сформированные преимущественно из представителей органов государственной власти.
Возникла задача спроектировать эффективную систему экспертной (дофинансовой) оценки НДТ, способной обеспечить повышение качества государственных и корпоративных инвестиций в проекты модернизации в реальном секторе экономики. Инструменты оценки должны быть основаны на критериях, каждый из которых включает набор существенных, количественно измеримых показателей. Это позволит повысить прозрачность и снизить предвзятость и субъективность оценивания конкретным экспертом.
Минпромторг России предложил привлекать к оценке проектов экспертов НДТ, а критериями должны стать показатели, установленные в отраслевых информационно-технических справочниках (ИТС). Это было сделано на основании анализа практики рассмотрения заявок на комплексные экологические разрешения (КЭР) и проектов программ повышения экологической эффективности.
Справочники НДТ и оценка проектов
При подготовке информационно-технических справочников по НДТ показатели экологической, ресурсной эффективности и углеродоемкости определяются в результате отраслевого сопоставительного анализа (бенчмаркинга) и утверждаются в установленном порядке. Поэтому справочники НДТ можно использовать как надежный источник информации для формирования системы критериев при оценке соответствия технологических процессов, технических и управленческих решений, а главное — достигнутых или запланированных численных показателей ресурсной и экологической эффективности принципам и требованиям НДТ. При этом оценка может проводиться как документарная (например, при рассмотрении проектов модернизации, реконструкции), так и в форме, близкой к аудиту и предусматривающей посещение производственной площадки.
Для целей экспертной оценки зеленых инвестиционных проектов предложен следующий комплексный критерий:
K = K₁ ∧ K₂ ∧ K₃,
где K₁ — достижение отраслевых технологических показателей эмиссий;
K₂ — соблюдение показателей ресурсной эффективности;
K₃ — выполнение дополнительных условий экспертной оценки.
Алгоритм экспертной оценки представлен на рисунке.
Для получения комплексного экологического разрешения предприятие должно соответствовать подкритерию K₁, т. е. достигнуть отраслевых технологических показателей НДТ. При оценке проектов, направленных на внедрение НДТ и претендующих на получение субсидии из федерального бюджета, вторым необходимым и достаточным условием является достижение отраслевых показателей ресурсной эффективности, установленных в ИТС НДТ. То есть для получения положительного заключения дофинансовой экспертной оценки проект должен соответствовать первому и второму подкритерию.
В ходе оценки эксперты определяют, с помощью каких технологических и технических решений обеспечивается достижение заявленных показателей эмиссий и ресурсной эффективности НДТ и достаточны ли эти решения для обеспечения соответствия установленным требованиям. Эксперты используют информацию справочников НДТ, а также других справочных документов, в которых содержатся сведения о наилучших доступных и перспективных технологиях, в том числе получивших международное распространение.
Подкритерий K₃ определяется путем оценивания дополнительных характеристик проекта, как, например, снижение углеродоемкости продукции, формирование экономики замкнутого цикла (вовлечение вторичных ресурсов в производство), восстановление экосистемных услуг и др.
Численные значения для аспектов формирования экономики замкнутого цикла или восстановления экосистемных услуг не установлены. Поэтому эксперты определяют, запланировано ли вовлечение вторичных ресурсов в производственный цикл, входят ли в спектр характеристик мероприятия по восстановлению ландшафтов, обводнению отработанных карьеров и др., — то есть следует ли рассматривать проектные решения как дополнительные экологические преимущества.
Такой подход переносит акцент с экономических агентов на институты, определяет адекватность инструментария заявленной цели.
Требования к экспертам
1. Квалификационные: профильное высшее образование, наличие ученой степени, опыта подготовки ИТС НДТ, национальных стандартов, работы в области оценки, специальное образование (переподготовка, повышение квалификации).
2. Личные качества, статус и репутация: открытость и непредубежденность — готовность воспринимать альтернативные идеи или точки зрения; дипломатичность — тактичность при общении с людьми; самостоятельность — способность действовать и выполнять свои функции независимо, результативно взаимодействуя с другими; готовность к самосовершенствованию — обучение в процессе работы, стремление к достижению наилучших результатов.
3. Знания, навыки, компетенции: широкий кругозор, логическое мышление, способность реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения перспективы и др.
А так ли нужны эксперты?
Экспертное мнение как основа для принятия управленческих решений признаётся в различных регуляторных процессах большинства стран мира. Экспертное сообщество в области НДТ, деятельность которого координирует Бюро НДТ, функционирует в России с 2015 г. Его представители играют ведущую роль в разработке ИТС и национальных стандартов РФ, участвуют в аудите промышленных предприятий, расположенных в государствах — членах Евразийского экономического союза, и поддерживают подготовку соответствующих справочников по НДТ.
Часто задают вопрос, можно ли теперь автоматизировать весь процесс проведения экспертизы, поскольку показатели измеримы и в количественных единицах указаны в справочниках НДТ. Если достигаемый показатель ниже установленного — проект получает одобрение, если выше — отказ.
Однако, кроме оценки «больше — меньше — равно» (которую можно автоматизировать), необходимо знать, какой технологический процесс гарантирует соблюдение показателя. Например, если в программе повышения экологической эффективности цементного завода сказано, что концентрация оксидов азота в отходящих газах не превышает 100 мг на кубометр, и это без применения низкоэмиссионных горелок или систем некаталитического восстановления, — то это недостижимый, фантастический показатель. И роль эксперта состоит в том, чтобы отсечь недостоверную информацию. Подтвердить или опровергнуть, что заявленных показателей можно достичь именно с применением указанных технологий.
Отбор кандидатов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 113.00.06–2020 «Наилучшие доступные технологии. Порядок отбора и назначения экспертов для определения соответствия наилучшим доступным технологиям. Общие требования», на основе принципов прозрачности, сбалансированности, защиты информации и объективности.
При назначении экспертов для оценивания конкретного документа особенно следует подчеркнуть критерий неаффилированности, независимости от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые решения.
По сравнению с привычным подходом формирования реестров и перечней институт экспертной оценки НДТ обладает определенными отличиями, которые можно рассматривать как преимущества:
1. Прозрачность
Оценка проводится по набору численно измеримых показателей по каждому критерию, включая показатели эмиссий загрязняющих веществ, ресурсной и энергетической эффективности, индикативные показатели выбросов парниковых газов.
2. Объективность
Значения показателей определяются и устанавливаются в результате взаимодействия всех заинтересованных сторон. В таком диалоге принимают участие представители промышленности, научное сообщество, общественные организации и органы государственной власти. Все обсуждения проходят на площадке Бюро НДТ, что позволяет достичь согласования и установления достижимых и выполнимых значений для большинства предприятий, не создавая неоправданных рисков для окружающей среды.
3. Прослеживаемость
Процедура определения соответствия НДТ осуществляется с использованием Государственной информационной системы промышленности и информационного ресурса Бюро НДТ. Результат экспертной оценки публикуется в свободном доступе. Это повышает транспарентность процесса экспертной оценки.
4. Непредвзятость
Эксперты должны быть независимыми и беспристрастными для обеспечения достоверности и объективности оценки. Для этих целей Бюро НДТ привлекает независимых специалистов, у которых отсутствует личная заинтересованность (прямая или косвенная), тем самым минимизируя риски возникновения конфликта интересов и случаев лоббирования.
Безусловным достижением Минпромторга России стали недавние изменения в Федеральном законе о промышленной политике, которые ввели экспертов НДТ в правовое поле. Теперь предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в том числе с использованием наилучших доступных технологий, осуществляется с учетом результатов проведенной экспертной оценки в целях определения соответствия наилучшим доступным технологиям. Будут сформированы правила проведения экспертной оценки, законодательно закреплены критерии отбора экспертов, предусмотрено ведение национального реестра экспертов НДТ. Соответствующие нормативные правовые акты выпустят летом этого года.
Таким образом, распространение принципов и механизмов определения соответствия НДТ на инструменты регулирования экономической, промышленной и энергетической политики будет способствовать повышению эффективности их реализации на пути к обретению технологического суверенитета. НДТ — это система координат, где всё внимание приковано к существенному.
РЕМАРКА АДВОКАТОВ
Экспертиза: возможности и правовые аспекты
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/be_mag
#СТандартыиКачество