30 мая 1912 года в Москве состоялось открытие памятника Императору Александру III.
Саму фигуру Императора выполнил скульптор Александр Опекушин (отливку выполняла фабрика художественной бронзы «А. Моран, приемники»).
Пьедестал был изготовлен по эскизам архитектора Александра Померанцева.
Украшением пьедестала являлись четыре громадных бронзовых орла на каждом из его углов. Величавые фигуры птиц придавали величественность пьедесталу. Отливка этих орлов, крылья которых были более сажени (более 2.13 м), производилась литейщиком Карлом Роббеки, одним из лучших мастеров своего дела. В своей работе мастер применял способ отливки известный под названием «потерянный воск»- «cire perdue».
Отливка делалась так. От скульптора к отливщику поступает модель, с которой делается гипсовая форма. Получается так называемый «негатив». По этой форме делают восковой «позитив», слой которого равняется толщине бронзы. Затем производят сердцевину из огнеупорного состава (в полученный восковой «позитив» заливают огнеупорный материал). Затем по наружной восковой модели выкладывают огнеупорную землю, получается форма, которую закладывают в печь. Огонь расплавляет воск, который вытекает по специальным каналам и остается пустая прослойка между сердцевиной и формой. В это пространство и вливается бронза.
Таким способом отливалась фигура Медного всадника на Сенатской площади, лошади барона Клодта, монумент Николаю I и др.
В академии художеств была мастерская по отливке методом «потерянного воска», но после смерти барона Клодта ее упразднили. Потому скульптор Паоло Трубецкой для создания конного памятника Александру III пригласил итальянского подданного мастера литейщика Карла Робекки.
Робекки проработал с Трубецким с 1900 по 1901 год. Но в виду финансовых разногласий, Робекки покинул мастерскую Трубецкого и отливку памятника императору уже производил итальянец Спирати.
А Карл Анджелович Робекки, в 1906-м году открывает свою художественно- бронзово-литейную мастерскую на Выборгской стороне в Петербурге.
Основание литейному делу Робекки в России было положено отцом Карла- Анджело Францевичем Робекки. Этот итальянский мастер из Милана, строил в 1899-м году, как писали в прессе, первый в России бронзово-литейный завод по способу «cire perdue».
Анджело Робекки блестяще вел свое предприятие до 1905 года, когда завод должен был закрыться в виду его смерти. Завод дал России целый ряд великолепных художественных произведений.
Последней работой Анджело Робекки стала отливка памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве. Скульптор Сергей Волнухин пригласил квалифицированного литейного мастера Анджело Робекки, но тот в начале работы неожиданно скончался и работу завершал его сын Карл.
На художественно бронзолитейном заводе К.А. Робекки отлито множество замечательных и высокохудожественных памятников из которых можно выделить: памятник русским воинам, павшим в русско-турецкой войне 1877-78гг; памятник воинам, павшим под Карсом;
На памятнике М.Ю. Лермонтову открытом 9 мая 1916 года в Петрограде, можно видеть клеймо мастера: «Отлив. К. Робекки С.П.Б.»
Литейным заводом Робекки исполнены грандиозные орлы на памятнике императору Александру III в Москве; памятник великому князю Владимиру Александровичу; фигура А.С. Суворина для Малого театра; памятники Шувалову на Урале; Глебу Успенскому на Волковском кладбище; патриарху Филарету; князю Тархан-Моуравову и многие другие.
Большое сотрудничество у Карла Анджеловича состоялось с его соотечественником, так же работавшим в России, скульптором Пьетро Кюфферле (Петр Осипович Киферле).
Этот «итальянский дуэт», создал в 1909 году бронзовую скульптурную группу –Эпизод из землетрясения в Мессине 1908 года, где два русских матроса спасают погибающих. Композиция имела надпись: «Messina, 1908. Августейшему моряку, представителю героев милосердия и самопожертвования от благодарных сынов своей родины, скульптора Pietro Kufferle и Carlo Robecchi». Это произведение 31 декабря 1909 года было поднесено в дар Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. Государь Император, оценил подарок наградив мастеров (не без протекции Александры Федоровны) российскими орденами Св. Станислава 3-й степени Первоначально предполагали одарить мастеров золотыми портсигарами с изображением имперской символики. 28 марта 1911 года Император в свою очередь подарил «мессинскую композицию» Морскому корпусу. Ныне это произведение можно видеть в Центральном Военно-Морском музее, в Петербурге.
Среди множества работ выполненных Кюфферле и Робекки и сегодня вызывает восхищение статуя Христа, установленная в 1915 году на могиле А.А. Вершининой, на кладбище Новодевичьего монастыря.
Неоднократно Робекки воплощал в бронзе работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда.
Так, например в 1907 году на заводе Робекки была отлита статуя П.П. Шувалова для памятника сооружаемого служащими и рабочими принадлежавшего графу Лысьвенского горного округа в Пермской губернии.
В сентябре 1909 года в фойе театра Литературно-художественного общества, была установлена статуя А.С. Суворина, работы Л.В. Шервуда, отлитая на заводе Роббеки, в замен гипсовой.
Самой известной совместной работой Шервуда и Робекки стал памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте на Якорной площади. На заводе Робекки была отлита фигура адмирала и бронзовые барельефы.
Кстати, гранитная скала, на которой установлена скульптура С.О. Макарова, это часть не обработанной статуи Апостола Павла предназначавшейся к установке у Казанского собора. Известно, что баржа, на которой её транспортировали из Выборга в Санкт-Петербург, затонула в Выборгском заливе. Скалу, весившую 160т., пролежавшую на дне более ста лет, достали в 1911 году и нашли ей достойное применения. Материалом для памятника послужили бронзовые элементы со старых кораблей. 24 июля, по старому стилю, 1913 года, памятник был торжественно открыт.
За большинство своих произведений завод Робекки удостоен высоких наград и отличий.
Так на международной художественно-промышленной выставке в Петербурге, в 1908 году, заводу присуждена золотая медаль. В 1911 году на всемирной выставке в Риме, присужден почетный диплом и золотая медаль. За уже упомянутую скульптурную композицию в память о событиях в Мессине, К.А. Робекки награжден орденом св. Станислава 3-й степени, а за орлов для памятника Александру III, мастер удостоен ордена св. Анны 3-й степени.
Свой выдающийся успех К.А. Робекки относил к применяемому его предприятием способу отливки «cire perdue», как не оставляющий ни каких следов на отливаемых предметах (отсутствие швов). Этот способ считался самым удачным для больших отливок.
Кроме производственной деятельности К.А. Робекки был известным общественником, членом Благотворительного итальянского общества в Петербурге.
Завод и главная контора завода находились в Петербурге по адресу Б. Сампсониевский пр. д.90 до 1917 года.
Эта недвижимость была записана на имя жены итальянского подданного К. Робекки, Анджелины или Лины как она записана в адресной книге, урожденной де Маджистрис (De Magistris).
На Большом Сампсониевском 90, рядом с производством жила вся семья Робекки. Некоторые подробности семейной жизни Карла Робекки можно узнать из анкеты его сына Луиджи поступавшего в 1907 году СПб восьмиклассное коммерческое училище в Лесном. В семье Карла Робекки на 1907 год было двое детей, девочка Иоланда (4 года, род. 1 мая 1903г.) и мальчик (11 лет)- Луиджи, родившийся еще до переезда родителей в Россию. Луиджи родился 10 октября 1899 года в Милане. Родители: Robecchi Carlo и De Magistris Angiolina. Обоим по 30 лет. Судя по переписке Карла Анджеловича с администрацией училища, сын виртуоза литейного дела, должного интереса к учебе к сожалению не проявлял.
В это же училище, в 1912 году поступила на обучение и Иоланда Робекки.
В сентябре 1917 года К.А. Робекки уезжает во Францию, где работает на литейном предприятии в предместье Парижа,- Малакофф (Malakoff) на улице Пьера Ларусса (Rue Pierre Larousse)13.
Литейный завод Робекки входил в объединение LES FONDERIES D’ART DE MALAKOFF (Малакоффские художественные литейные заводы, работавшие в технике «cire perdue»).
Карл Робекки работал с сыном Эмилем (вероятно, родился после 1907 года), который после возглавил литейное производство. Местные называли этих итальянцев, эмигрантов из России- «les Russes».
Завод Эмиля Робекки с 1931 по 1943 год, выполнял некоторые работы для Пабло Пикассо. Также предприятие активно работало до 1959 года с Эдуардом-Марселем Сандозем, известным швейцарским художником-анималистом.
Литература:
Торгово-промышленный мир России. СПб, 1915г
Пьетро Кюфферле, итальянский скульптор в Петербург, Е.В. Карпова ; Невский архив, историко-краеведческий сборник, X, СПб, Лики России, 2012г.
«Каменные гости» с острова Тухгольм, С.В. Богачев; Невский архив, историко- краеведческий сборник, VIII, СПб, Лики России, 2008г.
Петербургская газета, 30 марта 1911г, заметка- «Его Величеству Государю Императору имела счастье представится депутация от морского корпуса…»
Новое Время, прил. //№ 1324, 1912г
Нива, №4 1911г
Нива, №23 1912г
Огонек, №21 1916г
Огонек, №49 1909г
Адресная книга «Весь Петербург (Петроград)», 1899-1917
Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник.- С.-Петербург: Искусство-СПБ, Logos, 1998.
Кронштадтский вестник, 28 июля 1913г
Journal municipal de la ville de Malakoff I N° 215 I décembre 2007 / janvier 2008
PICASSO ET LES FONDEURS : UN ÉTAT DES LIEUX Diana Widmaier Picasso. Colloque Picasso Sculptures. 25 mars 2016
РГИА Ф. 525 Оп. 2 Вн. оп. 213/2711 Д. 13
Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Киферлей Пьетро, скульптор, и Робекки Карло, художественный литейщик, итальянские подданные - о поднесении ими бронзовой скульптуры русских моряков, спасающих женщину с ребенком во время землетрясения в Мессине (Сицилия) 1908 г., наследнику-цесаревичу Алексею Николаевичу и о награждении их орденом святого Станислава 3-й степени, а также о передаче скульптуры в Морской корпус. Фотографии скульптуры. Л. 4-8
ЦГИА СПб ф.357 оп.1 д.931 ПЕТРОГРАДСКОЕ ВОСЬМИКЛАССНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ЛЕСНОМ. ПЕТРОГРАД. 1904–1917. Робекки Луиджи.
ф.515 оп.1 д.8390 О залоге имущества А.Робекки; К.Робекки по Б.Сампсониевскому пр.,90г