Почему в Омске судьба развития электротранспорта решается не в его пользу?
В Омске периодически возникают споры вокруг развития трамвайной сети. Но, к сожалению, сторонники этого вида транспорта зачастую проигрывают. Так, было принято решение демонтировать рельсы на мосту 60-летия ВЛКСМ во время надвигающегося масштабного ремонта сооружения. Кроме того, несмотря на шквал возмущений от горожан, движение трамвая №9 приостановлено на целый месяц. А недавняя трагедия в Кемерове, когда произошло столкновение трамваев, по предварительным данным, из-за их плохого технического состояния, заставляет нас лишний раз задуматься: а как с этим обстоит дело в нашем городе? Однако, чтобы совсем не сгущать краски, добавим: несмотря ни на что, специалисты МП г. Омска «Электрический транспорт» делают всё, что в их силах для сохранения трамвая. Но, к сожалению, для кардинального развития этого вида транспорта нужны решения и иных городских и областных структур. Начнётся ли процесс полноценного возвращения в Омск этого экологически безопасного вида транспорта?
Генплан что дышло?
Чтобы понять тенденцию развития Омска, достаточно заглянуть в генплан. В этом документе как раз просчитаны различные сценарии, касающиеся промышленности, жилой застройки, рекреации. Архитекторы и проектировщики генплана просчитали, как сделать наш город лучше и удобнее – запланированы новые дороги, мостовые переходы, развитие трамвая в городе.
Напомним, что генплан Омска предполагает возведение трёх новых мостов через Иртыш и Омь. Трамвайные рельсы запланированы на метромосту и мосту 60 лет ВЛКСМ. Последний как раз ожидает капитального ремонта вслед за Ленинградским мостом.
– По моей информации, есть решение о демонтаже трамвайных путей на мосту 60 лет ВЛКСМ, но с возможностью восстановления их в дальнейшем, – комментирует председатель общественного движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский. – На мой взгляд, логичнее было бы сразу отремонтировать мост вместе с рельсами так, как они заложены в генплане. Тем более что центральное стальное пролётное строение этого моста как раз конструктивно предусматривает желоба для укладки трамвайных рельсов, которые там свариваются, замоноличиваются, то есть играют роль элементов жёсткости мостового полотна. Если рельсы убрать, то надо будет дополнительно проводить какие-то мероприятия по усилению пролётного строения. Даже с технической стороны это нецелесообразно, не говоря уже об удобстве для горожан.
Плюс ко всему мост 60 лет ВЛКСМ ремонтируется на федеральные деньги по титулу «капитальный ремонт». Демонтаж трамвайных путей влечёт за собой изменение характеристик моста, то есть это уже не «капитальный ремонт», а другой вид работ – «реконструкция». А значит, демонтаж трамвайных путей с моста 60 лет ВЛКСМ может быть квалифицирован как преступление и обернуться проблемами в будущем.
По словам эксперта, нежелание трамвайных рельсов на мосту аргументируют тем, что, мол, из-за них повышается аварийность. Ведь сцепление автомобильных колёс с рельсами меньше, чем с асфальтом. И действительно, ранее, когда не было камер, ограничивающих скорость, некоторые водители мчались по этой переправе со скоростью до 200 км в час, а ехать по этой дороге со скоростью ниже 80 км в час и вовсе считалось моветоном. Несомненно, такая культура вождения приводила и к серьёзным ДТП. Но, к счастью, эти времена остались в прошлом, поэтому в настоящем это не аргумент против развития трамвая.
– Сейчас существует масса возможностей создания условий безопасности. Например, кроме уже вошедших в нашу жизнь запретительных мер, можно соорудить разделительный барьер, который будет предотвращать выезд автомобилей на полосу встречного движения, – отмечает Юрий Владимирович. – Скажем, в Нижнем Новгороде такой барьер стоит. Вообще, в современном мире расположение трамвайных рельсов на мостах считается плюсом, ведь они увеличивают провозную способность сооружения. И в российских городах уже начинают признавать свои градостроительные ошибки по демонтажу трамвайных путей. Таким примером стала Москва, где восстанавливают трамвайные пути на улицах Трифоновской и Гиляровского.
В Омске на левом берегу продолжается активное жилищное строительство, а с выносом аэропорта за городскую черту появится гигантская площадь для дальнейшей застройки. Население данной части города увеличивается, и необходимо задуматься о новой транспортной инфраструктуре, в том числе с использованием такого независящего от пробок транспорта, как трамвай.
Кроме того, это не единственные градостроительные ошибки в отношении трамвая в Омске. Например, трамвай движется по улицам Жукова и Лермонтова, но при этом какой-то километр не доезжает до центра. Потому что в своё время там были демонтированы пути, как и в городке Нефтяников.
– Отношение властей к этому транспорту обескураживает. Так, закрыли движение трамвая №9 на месяц. Жители испытывают неудобства, – говорит Юрий Романовский. – Да, возникла форс-мажорная ситуация, но неужели никак нельзя ускорить её разрешение?
Пока омский трамвай не видел ни копейки в рамках федерального финансирования, а МП «Электротранспорт» изо всех сил пытается содержать этот транспорт как может. Но, несомненно, для этого средств у них не хватает.
Тупиковая ветвь развития
Уже не раз говорилось о том, что современный трамвай или легкорельсовый транспорт могли бы стать отличной альтернативой для омичей. Но пока трамвайная ситуация в Омске видится тупиковой и научному сообществу.
– Градостроительный кодекс – это главный закон РФ в строительной отрасли, в соответствии с ним разрабатывается генплан, – комментирует почётный строитель России, доктор технических наук Эдуард Сафронов. – Поэтому, на мой взгляд, в реконструкции моста без создания рельсового полотна просматривается нарушение. Несомненно, для этого необходимы новые решения, например закупать более современный вид рельсового транспорта, обновлять его. Но на практике мы этого не видим. А наоборот, политика такова, что Москва гонит крупным городам-миллионникам свои старые составы, а сама обновляет свой транспорт. Это выглядит как минимум унизительно, а как максимум небезопасно. В целом непригодность электротранспорта доказала недавняя трагедия в Кемерове, в которой пострадали более 100 человек. Поэтому необходимо задуматься о развитии нового качественного транспорта.
С правом на надежду
А пока эксперты выражают надежды по развитию трамвая, специалисты МП «Электротранспорт» продолжают сохранять то, что есть. Как сообщили «Четвергу» в предприятии, в настоящее время на балансе трамвайного депо МП г. Омска «Электрический транспорт» числится 77 трамвайных вагонов. Всего в городе шесть действующих трамвайных маршрутов: №1 (ПО «Полёт» – п. Амурский), №2 (ПО «Полёт» – Котельникова), №4 (п. Амурский – Котельникова), №7 (п. Амурский – Стрельникова), №8 (Котельникова – ПО «Полёт»), №9 (трамвайное кольцо – Котельникова). Протяжённость трамвайного пути в городе Омске 77,4 км.
Как поясняют в ведомстве, в настоящее время 15 вагонов из 94 были списаны и утилизированы. Но на данный момент оставшиеся 77 вполне справляются с нагрузкой. Крайнее же приобретение – 24 новых вагона было в 2020 году. Остальные трамвайные вагоны имеют более ранний год выпуска. Тем не менее все вагоны технически исправны, состояние эксплуатируемого подвижного состава позволяет обеспечивать безопасные пассажирские перевозки.
Как отметили в МП «Электротранспорт», трамвай на сегодняшний день является экологически чистым, удобным и комфортным видом транспорта. Понимая всю важность, специалисты надеются, что и в дальнейшем трамвай будет развиваться в нашем городе.
Ольга БОРОВАЯ.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.