Найти тему
Культурный код

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

Оглавление

Есть очень красивая фраза – «Средневековье – это постапокалипсис Античности». И действительно, очень многие науки, достигшие хороших результатов стараниями египтян, римлян и греков, пришли в упадок, а религиозный пыл и безустанная работа инквизиции «погасила» далеко не один острый ум, сосредоточенный на поисках ответов на устройство той или иной области мироздания.

Но та область Бытия, в которой Средневековье значительно опередило эпоху Античности – это искусство людей уничтожать себе подобных. И рыцарский доспех, до эпохи появления огнестрельного оружия, стал апогеем инженерной мысли, ибо вообще не имел недостатков, которые ему предписывают некоторые современники.

Сегодня я постараюсь развенчать большинство мифов о средневековом доспехе. А попутно кратко объяснить, почему несколько рыцарей в строю являлись настоящими «бронетанками» своей эпохи.

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал
«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

Важность рыцарского удара

Чаще всего рыцари происходили из благородных родов, ибо позволить себе полное облачение в доспех могли только представители «очень богатых и влиятельных кровей».

Экипировка рыцаря не только включала в себя дорогостоящий доспех, но и верного коня, так же защищённого металлическими пластинами, полный набор вооружения «на каждый персональный случай», а так же одного-двух оруженосцев, которые не только защищали своего господина, но и помогали ему быстро принять «боевую форму», так как экипирование рыцаря происходило не сиюминутно.

Конечно, рыцари прекрасно себя чувствовали в индивидуальном бою. Но всё-таки, основной «фишкой» рыцарей являлся таранный удар, который наносился при помощи длинных пик, когда вся «братия», с криком, лязгом и гиканьем, неслась на своих монструозных конях на строй пехотинцев, общей массой снося всё на своём пути.

Расшвыряв пехоту, рыцари удалялись, не получая никакого урона от стрел, после чего начинали новый разгон и снова обрушивались на остатки пехотного строя, пока не развеивали вражескую армию по полю.

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал
«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

Закат рыцарства в XV веке

Впрочем, ещё до эпохи огнестрела, у рыцарей появились свои конкуренты.

Например, арбалетчики, которые стали прообразом линейной пехоты будущего. Короткие снаряды – «болты», без труда вскрывали примитивные нагрудники и латы, что вызвало новую «гонку вооружений», отчего лучшие доспехи рыцарей приобрели возможность рикошетить снаряды.

К слову, в вопросе уничтожения французских рыцарей крайне поднаторели английские лучники, которые в битве при Азенкуре 25 октября 1415 года наголову разбили французское войско, в несколько раз превосходившее по численности и экипированности войско англичан.

Но когда рыцарский доспех «догнал» по своей прочности поражающую способность английских луков и болтов, вслед за элитными стрелками и арбалетчиками пришли совершенно новые формы пехотного построения – разные разновидности швейцарских баталий, которые «на раз-два» вскрывали любой таранный удар.

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал
«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

Когда в баталиях появились первые пистоли и мушкеты, рыцари и вовсе превратились в «избиваемых пацанят», так как ничего не могли противопоставить точному залпу, который чаще всего раздавался из-за ощетинившихся пик и алебард.

Это и предопределило то, что уже к концу XV века на слабоорганизованных и недисциплинированных рыцарей уже никто не возлагал хоть какие-то большие надежды, а самые надёжные доспехи стали не больше чем рудиментом на поле боя.

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал
«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

Магия рыцарского доспеха

Вышесказанное вовсе не исключает того факта, что в свою эпоху, рыцари были практически неуязвимы для вражеской пехоты. Может быть поэтому, многие исследователи рыцарства пытались найти хоть какие-то огрехи в самых совершенных доспехах своего времени, что и породило множество мифов о неповоротливости воинов, облачённых в броню с ног до головы и то, что если такой воин падал, то он немедленно превращался «в перевёрнутую черепаху».

1. Вес доспеха достигал 30 килограмм

Действительно, вес некоторой особенно выдающейся брони достигал 30 килограмм. Но эти 30 килограмм были распределены по телу и не являлись каким-либо значимым ограничением для движений подготовленного всадника. Более того, современный воин-штурмовик, с заплечным рюкзаком и личным оружием, носит на себе схожий вес и при этом не испытывает каких-либо неудобств.

Так почему рыцари, которых готовили к службе с детства, должны были испытывать хоть какие-то страдания? Более того, 30 килограмм – это прямо максимумы, а индивидуальное одноручное оружие редко превосходило своим весом 1,5-2 килограмма. Так что вполне себе посильная нагрузка для подготовленного воина.

2. «Перевёрнутая черепаха»

Ещё один распространённый миф о «перевёрнутой черепахе» при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Боевые латные доспехи чаще всего имели столько сочленений и заклёпок, что обеспечивали полную и вполне естественную свободу движения любому воину!

Более того, современные исследователи этого вопроса провели презабавный эксперимент – заковали акробата в полноценный доспех и попросили его исполнить несколько трюков. В конечном итоге, подготовленный молодой человек даже сумел совершить несколько сальто и не испытывал при этом каких-то уж очень значимых трудностей.

Поэтому, когда рыцарь падал навзничь, если он был в сознании и ничего не повреждал при падении, он вполне себе мог вскочить за одну-две секунды и продолжить бой.

«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал
«Развенчание основных мифов о средневековых рыцарских доспехах»: искусство оружейников Средневековья было выше всяких похвал

3. «Консервные банки» для арбалетов

Конечно же, арбалеты очень легко вскрывали первые и примитивные доспехи рыцарей, что очень не понравилось привилегированным членам общества, которые привыкли побеждать простолюдинов легко и непринуждённо. Именно поэтому оружейники почесали голову и стали изготавливать броню так, чтобы большинство снарядов уводилось прочь благодаря способности к рикошету.

К слову, это изобретение древних оружейников и стало основой для особенной формы танковой брони, которая уже в годы Второй Мировой Войны, была способна пассивно отражать большинство снарядов, попавших «в скос».

4. Справление естественных надобностей

Почему то считается, что самые благородные рыцари Европы вовсе не стеснялись справлять свои естественные надобности прямо в доспех. И, быть может, во время длительных походов такое явление имело место быть на горе преданным оружейникам, в чьи обязанности входило приводить броню в порядок после каждого сражения (в том числе со своей человеческой природой). Но в целом, как показывает практика, подавляющее большинство доспехов предусматривало «специальные лючки и отверстия», которые позволяли вполне себе спокойно справить нужду и при полном облачении. Так что и такой «поклёп» на рыцарство – не более чем миф и продолжение распространённого заблуждения, что «вся Европа вообще не мылась вплоть до XIX века».

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал "Культурный код", ставьте лайки и пишите комментарии - этим вы очень помогаете в продвижении проекта.