Подготовка к войне на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) началась ещё в 1940 году.
Был создан отдел, который вёл разработку технологии, проектирование оснастки и внедрение в производство отливок для танка Т-34. На этом же заводе велись экспериментальные работы по подбору и расчёту оптимальных легкоотделяемых прибылей для стальных отливок.
Легкоотделяемые прибыли вместо отрезных
С началом войны завод быстро перешёл на выпуск отливок для военной продукции: танков, противотанковых пушек, авиационных бомб и снарядов. Необходимо было в короткий срок освоить технологию получения новых изделий и наработанный довоенный опыт очень пригодился.
Например, обычно отливки головок авиационных бомб получали, используя отрезные прибыли. Для работы с ними нужны были дополнительные металлообрабатывающие станки и инструменты, что в условиях военного положения давало дополнительную нагрузку на производственные цеха.
Литейщики тракторного завода стали изготавливать отливки головок с легкоотделяемой прибылью. Был найден оптимальный размер перемычки, который обеспечивал легкость удаления прибыли при отсутствии каких-либо усадочных раковин под прибылью. Прибыль отламывали в считанные секунды на небольшом прессе. Стало возможным обходиться без металлорежущих станков.
СТЗ был единственным в стране заводом, который массово выпускал танки Т-34.
При переходе к поточно-массовому производству боевой машины массивные отрезные прибыли были заменены на легкоотделяемые. Отпала необходимость в трудоёмкой операции, которая требовала наличия газорезчика и карбида кальция. Теперь прибыль отделялась одним ударом молота.
Почему танки ездили на стальных колёсах
В 1942 году на завод пришло распоряжение разработать технологию получения колёс для танков без механообработки. Дело в том, что в разгар войны было невозможно делать обрезиненные катки для танков. Нужно было быстро научиться отливать полностью стальные колёса. В течение двух суток, а точнее 36 часов, была разработана оснастка и выданы годные отливки стальных колёс, которыми обеспечили, уходящие на фронт танки. В качестве внутренней амортизации колеса использовали имеющуюся на заводе резину от транспортного трактора СТЗ-5.
Эти колёса прошли успешные испытания в бою и другие танковые заводы также стали отливать стальные колёса вместо обрезиненных.
Теперь сталинградцы показали себя и в Челябинске
Осенью 1942 года Сталинградский тракторный завод был эвакуирован на Челябинский тракторный (ЧТЗ). В это же время на ЧТЗ пришло распоряжение наладить выпуск качественных колёс для тяжёлого советского танка ИС. Необходимо было разработать технологию, оснастку и наладить выпуск новых отливок. Челябинцам очень пригодился опыт сталинградцев по получению отливок с легкоотделяемой прибылью. Выпуск колёс был быстро налажен и завод значительно увеличил поставки запчастей для наших танков.
Нельзя переоценить значение самоотверженной работы специалистов и рабочих в годы войны. Их трудом ковалась и отливалась победа. Невозможно вспомнить их всех, но и забывать об их труде не стоит!
Компания СЛТ всегда готова помочь с поставками литейного, металлургического и металлообрабатывающего оборудования, с налаживанием технологии и проектными работами для модернизируемых и новых современных производств.