Всю свою жизнь Нина Степановна посвятила сначала детям, воспитала и подняла на ноги сына Георгия. А потом, когда сын подрос, создал свою семью, окунулась в жизнь внуков: Ивана, Виктора и Михаила.
Вот только в последнее время семья о ней редко вспоминала. Сын и невестка много работали, приезжали раз в месяц. Внуки тоже не уделяли внимания пожилой женщине.
Но только Нина Степановна умерла, как вся семья тут же нашла время собраться. Бабушка хоть и жила одна, мужа похоронила давно, но за время жизни смогла накопить имущества. Вот ради него семья и собралась.
– Я, конечно, сомневаюсь, что у неё что-то осталось. Но, от квартиры я не отказался бы. Тем более среди вас я самый старший, первый внук, – рассуждал Иван. К своим почти пятидесяти годам он так ничего и не нажил. Всю свою жизнь надеялся на родителей. Даже своей недвижимости не приобрел, жил вместе с женой и дочерью у родителей.
– Ну, конечно. Никто и не сомневался, что наш старшенький будет претендовать на самое главное, – подтрунивал средний внук Виктор. – А ты не в курсе, что нас трое, и все мы бабкины внуки. О том, чтобы спросить или включить родителей в разговор эти двое даже не удосужились.
К моменту оглашения завещания все семейство было в сборе, за исключением Михаила, младшего из внуков. Он работал спасателем МЧС, и как раз сдавал смену. Но экстренный вызов, и пришлось задержаться еще на пару часов. Он как раз успел, к тому моменту, когда нотариус, поблагодарил присутствующих, что все собрались:
– Вечно тебя приходиться ждать, – фыркнула его жена Света. – Все давно собрались, твои братцы ждать тебя не собирались.
– Успокойся, – одернул ее Михаил. – Надоело тебя слушать.
– Итак, семья Вороновых, по воле Нины Степановны, интересы которой я сейчас представляю, разрешите мне зачитать завещание, которое было написано Ниной Степановной незадолго до смерти. Итак:
- Своему сыну Георгию и невестке я оставляю свободу, насладиться жизнью и окунуться в жизнь своих детей и будущих внуков, как когда-то это сделала я. Старшему и первому внуку Ивану я завещаю эту квартиру, при условии, что родителей он будет навещать каждую неделю. Витюшеньке завещаю гараж деда. Он так любил в детстве там играть. Младшему Мишеньке отдаю дачу.
В комнате воцарилась тишина. Интересный расклад придумала бабка. Зоя, жена Георгия, вскинув руки и выругавшись, выскочила из комнаты. Иван с женой сидели с довольными лицами, обводя комнату взглядом и мысленно планируя, как они начнут ремонт. Витя прикидывал, где этот гараж находится, и зачем он ему без машины.
Про дачный участок никто из внуков вспомнить не мог. Не были они там ни разу. Жена Михаила сидела как на иголках. Открыв сайт недвижимости, стала прикидывать какую сумму они получат с продажи дачи.
– Представляешь, как мы заживем, – тараторила она. – Мы наконец-то сможем купить мне машину, отправиться в отпуск нормальный, а не с палатками дикарями в горы. Еще ремонт сделаем. Ее уже было не остановить.
За час имущество, которое Нина Степановна зарабатывала долгие годы, разлетелось по ближайшим родственникам.
На правах хозяина квартиры новоиспеченные жильцы попросили оставить их, сказав родителям, что завтра приедут за вещами.
Михаил сидел на кухне и курил. Странный был сегодня день, сначала пожар, потом семейные разборки. Жена за вечер все уши ему прожужжала, когда они смогут съездить посмотреть домик и участок. В своих фантазиях она нарисовала себе целую фазенду.
А утром Михаил уже был на месте. Да. Это, действительно был участок. Дачный. И на этом все. Никакого домика на нём не было, там в принципе ничего не было видно. Трава и все. Хотя соседние участки были ухоженными и жилыми.
– Это не наследство, а издевательство! Какой ужас! Что мы с этим будем делать? – возмущалась жена. А на следующее утро собрала вещи мужа, сказав, что он не перспективный, и от него мало толку.
– Вот и живи на своем участке.
Весть о том, что Михаила выгнала жена, быстро разбрелась по родственникам. Ванька с Витькой вместо поддержки, стали потешаться над ним, говоря, что он мальчик большой, сам во всем разберется.
А вот с родителями было сложнее Михаил вообще смирился с ситуацией в отличие от мамы. Она звонила ему по несколько раз в день. Несмотря на то, что жить ему было негде, к родителям идти он не планировал, мальчик давно вырос из родительского гнезда. Перебивался по друзьям и на работе.
– Вот видишь, Миша, а если бы не дача, вы бы с Илоной жили как раньше, – начинала она практически каждый раз, когда звонила.
– Мама, ну какая дача и причем здесь Илона. Если бы не сейчас, это все равно бы случилось. Она замуж выходила, думала, что генеральшей станет. А мне и простым спасателем хорошо. Ушла и ушла, теперь хоть с квартирой. А то считала, что у нее ничего нет.
Мама, конечно обижалась на него. Она пыталась завести разговор, чтобы он подумал, и отдал и м участок, а они с мужем решат, что с ним делать.
Время шло, каждый и каждый из наследников жил в новых реалиях.
Иван вместе со своей семье начал жить в квартире бабушки и делать ремонт. И если, живя с родителями, его семья мало интересовалась бытом, то заехав в новую свою квартиру, Иван столкнулся со множеством бытовых проблем. Например, оплата квартплаты.
Куда идти, где брать данные, ни он ни его жена не знали, когда жили с родителями. Изначально, распланировав ремонт, они даже представить себе не могли, сколько это стоит.
Иван всю жизнь не утруждал себя работой, так перебивался «шарашками», брал в свободное время, которое сам себе устанавливал, заказы в такси, и считал это нормальным. Жена его, художница по призванию, вообще не знала, как ходить на работу и зарабатывать деньги.
Да, Виктор любил проводить время в гараже с дедом и отцом. Только вот по факту, гараж находился на другом конце города, и смысла ездить туда он не видел.
А Михаил, несмотря на причитания матери, решил оставить участок себе. После дежурства, он приезжал сюда, и несмотря на усталость, работал.
Да, было тяжело, но ему оказалось это нравится. Избавившись от зарослей на участке, он обнаружил довольно большую территорию, где росли ягодные кустарники и несколько плодовых деревьев.
Потом ребята помогли ему привезти железный вагончик. И Михаил стал оставаться там. Познакомился с соседями, которые были только рады новому жильцу. Вот уже много лет они страдали от заброшенной дачи, бурьян стоял в человеческий рост, и как бы они не работали на даче, участок Михаила вносил свои коррективы.
И родители, и братья понять не могли, что хорошего нашел младшенький в этом участке. А Михаил просто наслаждался, жил так как ему хотелось.
– Миш, мне твоя помощь нужна, – услышал Михаил в трубке. С Иваном они не виделись, и не общались уже около года, а тут вдруг звонок. – Понимаешь, у нас ремонт в квартире, разнесли после бабки все, а у Катьки аллергия. Квартира Нины Степановны хоть и стала приятным бонусом для семьи Ивана, но располагалась в центре мегаполиса, и о свежем воздухе было только мечтать. А когда они затеяли ремонт, то дочь стала задыхаться, и врачи советовали сменить место жительство хотя бы на время. Тут Иван и вспомнил про брата.
Конечно, Михаил согласился и взял племянницу к себе. К тому моменту, на участке появился летний домик, беседка, мангальная зона. Михаил не просто принял свой участок, полюбил его. Участок стал местом, где он ожил.
Потом на дачу приехали родители. И каково было их удивление, от того, что они увидели. Мама долго молча ходила по участку. А потом тихонько спросила:
– Мишенька, сынок. Ты все сделал правильно. Ты такой молодец. Нина Степановна гордилась бы тобой.
Виктор приехал с родителями и долго не мог решиться на разговор с братом. Ему было неловко, что они не воспринимали всерьез его желания. А по итогу, младшенький-то оказался умнее всех:
– Мих, ты понимаешь, – они сидели на веранде, была уже глубокая ночь, а сон не шел, – Она мне гараж оставила, как воспоминание из детства. Но детство то прошло. И если я пацаном и был в гараже. Сейчас мне это ну вообще не надо. Я тут подумал, ну есть у меня гараж, и что дальше? А ничего. Продал гараж, купил машину. А ставить ее куда? Гаража то нет. А через две недели у меня угнали машину. Прямо под окнами дома.
В каждой истории должна быть мораль и финал истории. Так и в этой истории. Как часто мы не видим или не замечаем, что жизнь подает нам знаки, показывает пути, хоть и не из желтого кирпича, как и куда надо идти. Так и в этой истории. Тот, над кем усмехались, кому не давали шансов, сумел собрать и обрести самое главное. Семью.
– Дорогая моя семья, – Михаил стоял с бокалом вина во главе стола. – Наша бабушка, Нина Степановна, оказалась очень мудрой женщиной. Вы только посмотрите. Наша семья снова вместе. И мы все, здесь собравшиеся единое целое. Потому что нет ничего важнее, чем семья.
***
Телефонный звонок разбудил Михаила среди ночи.
– Миша, прости, но мне больше не к кому обратиться, - услышал он взволнованный голос соседки Антонины. – Они не оставляют меня в покое. Я боюсь.
Кто преследует Антонину? Какая опасность ей грозит из-за наследства дяди Васи? Читать рассказ...