Думаю, в современной жизни мы часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда и правда, не знаешь, как поступить, и что делать.
Сегодня поговорим про гаджеты и гаджето-зависимость у детей.
Вижу часто эту проблему и тоже слушаю умных людей, чтобы подсказали как поступить. Решила с вами поделиться.
Про гаджеты и их влияние на организм человека сказано много. Но изменить что-либо или тем более, отменить мы не в состоянии.
Как говорится, прогресс неизбежен.
У каждого человека есть свои интересы и предпочтения.
И в семейной жизни мы видим ситуации, когда все дружно залипают в телефонах.
Или наоборот, не залипают. Почему у кого-то получается, а у кого-то нет?
Мама ищет рецепты в телефоне, и как только сын вышел из комнаты, машинально хватает телефон.
Папа тоже смотрит то, что ему интересно или переписывается по работе. Понятно, что работой телефон не ограничивается.
У многих это продолжение работы дома. И даже бабушки современные тоже имеют свой интерес. Кого политика интересует, кого образование или культура.
Или интересные встречи или шортсы. Много всего. И это, конечно, видят наши дети.
Поэтому, если мы говорим ребёнку-Убери телефон, а он видит, что вы сами в нём залипаете, то какой смысл требовать от него того, что вы сами не выполняете?
У Юли Меньшовой прочитала, что когда они садятся за стол ужинать, например, или собираются в воскресенье у бабушки, то пользоваться телефоном всем запрещено.
Иначе это будут просто телефонные посиделки.
Но всё-таки, как иногда хотя бы отрываться от телефона? Или как построить разговор с подростком, если он залипает? Ведь он тоже человек со своими интересами и предпочтениями.
Силой, криком или руганью делу не поможешь.
Нужно только договариваться.
Или привлекать внимание к другим моментам.
Как это сделать, слушаю интересные примеры у современных психологов или тренеров-мотиваторов, например, Ирины Ковалёвой.
Ещё мне кажется, очень важно, чтобы сам психолог имел ребёнка такого возраста, про который он рассказывает. Или понимал, каким сын или дочь были или есть в таком возрасте.
То есть, имел личный опыт.
Вот у Ирины как раз такой сын.
И она часто приводит примеры, как она с ним разговаривает, что получается, а что не получается, и делится своими наблюдениями.
Вот такой пример она приводит. Тренер-мотиватор Ирина Ковалёва.
Ситуация первая.
Сказать ребёнку что хорошо, а что плохо и давать оценки, мы можем только если есть контакт с ним.
Например, ваш ребёнок с интересом смотрит что-то в телефоне. А вы проявляете заинтересованность и спрашиваете:
-Ну, надо же как ты смотришь что-то очень интересное.
-А что там так интересно, расскажи мне. Я вот этого не понимаю.
И ребёнок начинает вам рассказывать про своё видение, что там его привлекло в телефоне.
Тогда устанавливается невидимый мостик через контакт с ребёнком. И вы можете его немного замотивировать на какой-то свой уровень.
Я же не говорю ему:
-Прекрати в своих гаджетах сидеть, давай Шекспира почитаем.
Нет, я делаю по-другому, говорит Ирина.
-Я сижу и читаю сама в перерыве.
А он спрашивает,-А что там такое?
-Да это про Макбета.
-А кто это?
-Ой, это такой дяденька страшный. Да и тётенька там. Страшное дело. В общем, триллер.
Ребенок говорит-Ого! и заинтересовывается.
То есть нужна провокация или никак.
Главное, вызвать интерес. Конечно, это трудно, а что делать? Как-то надо смещать акценты?
Кстати, помню, как сама приучала детей к чтению книг.
Тогда было проще, гаджетов не было. Но читать не хотели, поскольку были более интересные дела в любом возрасте.
Секции, тренировки, кружки, футбол, вечера в школе, которые сами придумывали репетировали и проводили.
Я тоже шла через детектив. То, что интересно детям. Брала книгу про школьные детективы, что там ребята творили, это было интересно.
И мы читали с мужем по очереди вслух, останавливались на интересном месте, а дети говорили,-А дальше что было?
-Ну, сам почитай,-говорили хитрые родители.
Потом тот, кто первый приходил с работы или из школы, хватал эту книжку и читал.
А сын прибегал из школы и видел, что я уже читаю.
И ему тоже хотелось знать, что там дальше, какие были приключения у школьников.
Так постепенно приучили читать. Меня они видели чаще со школьными книгами, а папу с другими.
Но в итоге, читают оба. Уже и во взрослой жизни.
А во времена школы сын читал сразу три книги. Одна за письменным столом. вторая под диваном, а третья во время еды.
Хотя я понимала, что есть и читать это вредно, но он читал.
Когда я спрашивала, как ты одновременно читаешь три разных сюжета, он мне говорил,что все их знает наизусть уже, поскольку читает не первый раз.
И я понимала, что цели мы своей с мужем добились всё-таки.
Хотя это было порой очень трудно. Но получилось.
Сейчас другие времена, но может быть, хоть что-то натолкнёт вас на мысль, что делать с засильем гаджетов у детей.
Силой и криками с воплями делу не поможешь. Будут прятаться.
Знаю детей разного возраста, которые залипают в телефонах по ночам. А потом идут в школу и засыпают на уроках или сидят варёные.
Или вторая ситуация от Ирины Ковалёвой.
-Отбирать гаджет силой нет смысла. Ребенок выпадет из реальности. Значит, мы отрицаем реальность ребят.
Тут не совсем поняла. Мы его таким образом отрываем от виртуальной реальности и возвращаем в реальную. Я бы так сказала.
Но ему-то что делать? Он выпал оттуда, и нам надо как-то эту реальность снивелировать.
Значит, мы дома, например, выделяем час, и все убираем гаджеты. И час слушаем только ребёнка.
Если вы говорите,-Мне некогда, я сам в ленте сижу, то,ребята, начните с себя.
Это советует Ирина Ковалёва.
А у вас есть такая проблема, сталкивались? И что предпринимали? Поделитесь вашим бесценным опытом. Очень интересно.
Возможно, кому-то это пригодится.
Спасибо за внимание.