Найти тему
НИКИ-ТИНА

С МЕРТВЫХ ОРДЕНА НЕ СНИМАЮТ

ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ.

Министр МВД СССР - Николай Анисимович Щелоков - фигура очень неоднозначная. Родился он в семье рабочего-металлурга. Член КПСС с 1931 года. Прошел всю войну, а в 1966 году стал министром внутренних дел СССР. Именно он, по сути, перестроил послевоенную советскую милицию.

С одной стороны, он, как никто другой, много сделал для создания нового образа советского милиционера, с другой — был фактически обвинён в злоупотреблениях, царивших в министерстве, и снят с должности. Его отставку связывали со знаменитым "убийством на Ждановской", когда работниками милиции был убит подвыпивший майор КГБ Вячеслав Афанасьев. Печальный итог для чиновника, который хотел, чтобы основной функцией МВД стала профилактика преступлений.

Светлана Попова и Николай Щёлоков встретились в самый разгар войны, в 1943 году, стали мужем и женой в 1945. Они шли по жизни рука об руку на протяжении 40 лет, а потом с разницей в два года свели счёты с жизнью.

Судьба свела этих двух людей в Краснодаре в 1943 году. Николай Щёлоков, молодой статный политрук 218 Ромодано-Киевской стрелковой дивизии и 28 Львовского стрелкового корпуса на одном из мероприятий встретил 17-летнюю медицинскую сестру Светлану Попову. Белокурая красотка, к тому же была на 17 лет моложе, но это не помешало любви.

Светлану тогда поразили сапоги со шпорами, в которых ходил Николай. Сам он этот факт отрицал: не мог он носить шпоры, не будучи кавалеристом. Однако, между молодыми людьми сразу же возникли чувства. Родители Светланы поверили своей дочери и красавцу-политруку и отпустили ее на фронт, куда она отправилась вслед за возлюбленным. Юная медсестра прошла с любимым человеком до Праги и спасла за время войны немало жизней. Среди её наград было две медали «За боевые заслуги».

Николай и Светлана Щелоковы  фото в открытом доступе
Николай и Светлана Щелоковы фото в открытом доступе

На балу, устроенном в Праге в честь окончания Великой Отечественной войны, сам маршал Конев обратил внимание на красивую медсестру и, попросив разрешения у Николая Щёлокова, пригласил девушку на тур вальса. В 1945 году Светлана Попова вышла замуж за любимого человека. Они вернулись с войны в потёртых шинелях и небольшим количеством личных вещей, умещавшихся в полевой сумке полковника, да в небольшом бауле медсестры.

В 1946 году Николай Анисимович был назначен на должность заместителя министра местной промышленности УССР. Светлана поступила в медицинский институт, получила диплом врача и всю жизнь проработала отоларингологом. Светлана Владимировна не понимала, как можно целыми днями бездельничать. Ей нужно было работать, чтобы комфортно себя чувствовать.

Николай и Светлана Щёлоковы жили очень дружно. Их первенец Игорь появился на свет в 1946 году, а его крёстным отцом стал Леонид Брежнев. Позже родилась дочь Щёлоковых Ирина.

Николай Анисимович очень много работал: служба в аппарате ЦК компартии Украины, затем первым зампредом Совета министров Молдавской ССР, позже вторым секретарём ЦК Молдавии. В 1966 году семья вслед за Николаем Щёлоковым, получившим назначение на должность министра охраны общественного порядка СССР, переезжает в Москву. Всего через два года Николай Щёлоков возглавит МВД СССР.

Светлана Владимировна всеми силами уговаривала супруга отказаться от должности министра МВД. Однако Николай Анисимович просто не мог подвести своего давнего друга Леонида Брежнева.

В середине 1960-х годов положение с преступностью было серьёзным. Порядок поддерживался в РСФСР, Белоруссии и Прибалтике. В других республиках милиционеры не имели авторитета, а в Средней Азии случались даже выступления против них. Лозунгом для работы Щёлоков выбрал изречение "Кроме милиции людям никто не поможет!" и стал планомерно повышать авторитет работников МВД.

Он почти в два раза повысил им зарплату, добился, чтобы 10% строящегося жилья передавалось сотрудникам МВД, ввёл новую форму, которая включала в себя и летний вариант, технически переоснастил милицию и создал внутренние войска. Но главное — он открыл целую сеть школ милиции и Академию МВД СССР и стал планомерно набирать и обучать милиционеров из союзных республик и выпускников школ. Не обошёл он вниманием и быт заключённых. В СССР при Щёлокове стали строить тёплые бараки, в лагерях появились больницы, увеличилось количество свиданий заключённых с родными.

Поскольку Щёлоков был не чужд искусства (в юности он мечтал стать художником), он заставил кинематографистов и писателей работать над положительным образом советского милиционера. При нём было опубликовано множество советских детективов, рисующих образ милиционеров как справедливых людей, профессионалов своего дела. При нём День милиции стал большим праздником — его стали отмечать с размахом и привлечением звёзд эстрады.

При Щёлокове стали снимать фильмы, прославляющие милицию. Самым известным стал многосерийный художественный фильм "Следствие ведут знатоки", а песня из него "Наша служба и опасна, и трудна" стала гимном милиционеров. Появились фильмы "Рождённая революцией" и "Место встречи изменить нельзя". Сам Щёлоков считал работу милиции "настоящим искусством", призванным осудить жестокость и насилие, обуздать пороки и внушить людям "веру в справедливость".

К 1975 году Щёлокову действительно удалось создать новый образ милиционера. Его грудь украшали ордена и медали. Он стал членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР, Героем Соцтруда. Брежнев собрался назначить его зампредседателя Совета министров. Но всё в одночасье обрушилось. Через месяц после смерти Брежнева Щёлокова сняли с должности, а в его ведомстве началась широкомасштабная проверка, которая вскрыла факты злоупотреблений и коррупции.

В 1982 году были приговорены к расстрелу работники милиции, виновные в убийстве сотрудника КГБ на Ждановской. Они действительно задержали выпившего майора КГБ, увезли в отделение и забили его до смерти, а потом подкинули тело к комитетским дачам. Только в Москве вскрылись десятки подобных случаев. Было возбуждено 80 уголовных дел, 500 работников милиции были уволены за превышение служебных полномочий.

Щёлоков активно общался с либеральной интеллигенцией столицы. Он дружил с Мстиславом Ростроповичем, общался с его женой Галиной Вишневской и опальным писателем Солженицыным, который скрывался на даче Ростроповича. С последним его связывало не только знакомство. Он помогал писателю создавать первый том эпопеи "Красное колесо", доставал для него старые военные карты из архивов. Более того, хлопотал, чтобы писателю дали квартиру в Москве, а в 1971 году, когда Солженицыну дали Нобелевскую премию, заступился за писателя. В служебной записке, адресованной Политбюро, он призывал "прекратить травлю" и помочь в издании книг.

Помимо либеральной интеллигенции он общался с архиепископом Саратовским и Вольским Пименом и художником Ильёй Глазуновым, у которого уже тогда были монархические взгляды

Известно, что у министра были свои взгляды на убийство императорской семьи, и вряд ли они совпадали с общепринятыми. Есть свидетельство, что Щёлоков, ещё до того, как дом инженера Ипатьева в Екатеринбурге (тогда Свердловске) снесли, ездил на место расстрела Николая I и долго оставался один в подвале ипатьевского дома.

Он сам навёл кинематографиста Гелия Рябова на мысль о поисках останков царской семьи, всегда был в курсе поисков и всегда защищал их. И даже помог Рябову получить доступ в архив МВД, где хранились документы об убийстве.

Когда в 1982г. умер Брежнев и генсеком стал Андропов, жена Щелокова Светлана в кругу близких министру соратников обреченно сказала: «Теперь нам несдобровать. И вам тоже». Слова оказались пророческими: 20 декабря 1982 г. Николая Щелокова освобождают от должности главы МВД и переводят в т.н. «райскую группу» инспекторов при министре обороны. Все чиновники знают, что такие назначения имели два финала: либо тихое старческое сопение в кресле при всех регалиях и удобствах до прощального воинского салюта, либо это печальный «разгон» для последнего броска вниз, на самое социальное дно. С Щелоковым произошел как раз тот самый второй случай.

Тем временем в хозяйстве экс-министра шли глобальные проверки, которым руководил личный ставленник Андропова, чекист-генерал Федорчук (который, к слову, в пылу служебного рвения наломал в системе МВД немало печальных дров.) Тем не менее, появились и громкие результаты.

Чекисты доказали, что через структуры МВД в семью Щелокова было передано материальных ценностей почти на 100 000 рублей: импортная радио и видеотехника, дорогая мебель, дорогая сантехника и т.д. Лишь не ремонт квартиры министр затратил 30 000 рублей (хотя все ремонты проводились абсолютно бесплатно, силами ХОЗУ МВД, о котором скажем ниже, а деньги ушли на иные «бытовые нужды») .

Еще в 1972г. по приказанию Щелокова «для обслуживания оперативного состава МВД» в Москве был открыт спецмагазин, в который по линии Внешторга поступали остродефицитные шмотки, техника и т.д. Стоит ли говорить, что ни один опер в этой торговой точке не купил даже пару носков? Все товары по «уцененной» шкале тут же разбирались родными самого Щелокова для того, чтобы тут же через прирученные комиссионки распродавать их по трехкратным ценам.

Первый же обыск у Щёлокова показал: министр живёт в роскоши. О его коллекции картин и антиквариата ходили легенды. Шкатулки его жены забиты драгоценностями, а гардероб — мехами. Ему завидуют лучшие музеи СССР, у него самые дорогие автомобили. Жену Щёлокова Светлану начинают подозревать в связях с "бриллиантовой мафией" и спекуляциях драгоценностями. Однако, по воспоминаниям друзей Щелоковых- Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича::

«Вообще он был замечательный человек, замечательный! В Париже из газет я узнала трагедию, которая с ними случилась. Она произвела на меня ужасное впечатление. Я близко знала этих людей. Бывала у них часто и в квартире на Кутузовском, и на даче. Уже здесь, в Москве, видела передачу о нем. Показали его квартиру. Но это не его квартира! Вы не знаете, он переезжал после 1974 года? - Нет, не переезжал. - Там показали какой-то комиссионный магазин. Все забито, набито. Я прекрасно помню, какая у них была мебель. У него была румынская спальня, такой же столовый гарнитур. Квартира... четыре комнаты, думаю, не больше. Для такого руководителя по сегодняшним меркам это мало. И дачка у него была маленькая, как нам казалось. Но он был очень доволен. И Светлана тоже. Я с ней была очень дружна. Светлана - замечательная женщина, врач-отоларинголог. Говорила: «Не понимаю, как можно жить, не работая, на положении «жены». Я не могу ходить в парикмахерские, на массажи, я должна работать каждый день».

В в 70-х – 80-х, чистый оклад Щелокова составлял 1500 рублей в месяц, его жена получала 400 рублей. И это без премий, «цековских» и депутатских надбавок и т.д. Прибавим сюда бесплатные квартиры, госдачи, продуктовые «спецпайки» по копеечной себестоимости, чтобы понять: семья Щелокова была сверх обеспеченной и без всяких злоупотреблений.

В июне 1983 г. арестован начальник ХОЗУ генерал Калинин, взяты под стражу и заместители. Они-то и показали, что помимо личной «инициативы» по разворовыванию средств ХОЗУ, генералы выполняли конкретные указания самого министра, который тщательно контролировал весь процесс и деньги считал не хуже рядового бухгалтера.

По воспоминаниям Юрия Чурбанова, накануне семидесятилетия Щелокова он спросил у министра: «Какой подарок Вы хотели бы получить от коллег?» Щелоков подумал и ответил: «Да ничего не надо. Калинин сам все сделает за всех вас.» В результате начальник ХОЗУ получил в Гохране дорогущие золотые швейцарские часы, под предлогом подарка лидеру Чехословакии Густаву Гусаку, которые, Гусак, ясное дело, не видел. Их ХОЗУ преподнесло министру «от коллег». Тот был доволен, а зря: часы уже тогда отчитывали время самого Щелокова в обратном исчислении.

После смерти Леонида Брежнева и прихода к власти Юрия Андропова начались кадровые чистки.

Семье Щёлоковых было приказано в три дня освободить дачу, вернуть казённое имущество. Часть предметов быта за 16 лет была утеряна, и супруги старательно возмещали стоимость казённых ковров и сервизов, проекторов и ширм. Тогда они и представить себе не могли, что каждая копейка ляжет грузом в дело об обвинении Николая Щёлокова в злоупотреблениях.

Первой поняла весь ужас происходящего Светлана Владимировна. Ходили слухи, что она даже покушалась на жизнь Юрия Андропова, а после неудачной попытки покончила с собой. Однако, более правдоподобной звучит версия, что женщина решила свести счёты с жизнью из-за тяжелейшей депрессии, связанной с отставкой супруга. Светлана Владимировна Щёлокова застрелилась из наградного пистолета супруга.

Существуют три версии смерти Светланы Владимировны Щелоковой.

Две из них основаны предположении о самоубийстве жены опального экс министра , а третья – слишком много знающую супругу просто устранили. Щелоков с одной стороны – успешный реформатор советской милиции, с другой – ее же моральный гробовщик. Именно при нем в милицейских рядах расцвели кумовство, круговая порука, а взятки перестали быть чем-то «из ряда вон». Обычной практикой стали система баллов или т.н. «палок», сокрытие преступлений или отказ в их регистрации. В общем, Николай Анисимович, видимо сильно отвлекаясь лишь на личную жизнь, вольно или невольно не заметил, как в его ведомстве появилась благодатная поросль тех, кого сегодня зовут «оборотни в погонах».

Именно по этим причинам Юрий Андропов всеми силами старался отодвинуть структуры ОБХСС, подчиненные Щелокову от расследования самых крупных экономических преступлений тех лет. Неспроста и дело «Океан», и «Елисеевского гастронома», и «Хлопковой мафии» и многие другие были взяты под оперативный контроль именно КГБ.

Еще одной немаловажной причиной непростых отношений между КГБ и МВД помимо дружбы Щелокова и Брежнева, был тот факт, что зять генсека генерал Юрий Чурбанов был первым замом главы МВД, хотя особой близости с министром это обстоятельство ему не принесло. Говорят, что Чурбанов сам не хотел выходить в своих взаимоотношениях с министром за рамки служебных.

Конечно, в советской милиции было немало честных сотрудников, которые трудились и подвергались реальным опасностям не «за страх, а за совесть», но их труд зачастую обнулялся делами тех, из-за кого милицейская служба становилась «на первый взгляд как будто невидна».

У министра МВД СССР Николая Анисимовича Щёлокова хватало врагов и недоброжелателей. Он был фигурой неоднозначной, и многие его решения не находили понимания. Однако, был единственный человек, который при любых обстоятельствах принимал его сторону 40 лет, а потом с разницей в два года они свели счёты с жизнью.

Николая Щёлокова вывели из состава ЦК, лишили звания генерала армии, Героя Социалистического труда и всех правительственных наград, кроме боевых. 13 декабря 1984 года Николай Анисимович свёл счёты с жизнью, застрелившись из охотничьего ружья. Он оставил записку, в которой просил не трогать детей, оставлял указания на счёт оплаты коммунальных услуг на даче, оставив для этого деньги. Бывший министр МВД СССР был одет в парадный мундир со всеми наградами. Ходили слухи, что в записке была ещё и фраза: «С мёртвых ордена не снимают». Многие биографы Николая Щёлокова до сих пор считают: обвинения против него были большей частью надуманными. Впрочем, есть и те, кто имеет противоположную точку зрения.

Ирина и Игорь Щёлоковы, вспоминая своё детство, неизменно рассказывали о доброте и глубочайшей порядочности отца. Он был очень справедлив и в семье выстроились дружеские отношения. Впрочем, и на службе многие отмечали его справедливое отношение к людям. Он очень много сделал для поднятия престижа профессии милиционера и для социальной защиты личного состава МВД.

По версии источника argumenti.ru