1. Проверка домашнего задания. Упражнения 5-6.
2. Словарная работа.
На доске записан кроссворд:
Разгадайте слова, используя упр. 9.
Запишем слова под диктовку, поставим ударения и подчеркнем безударные гласные:
3. Объявление темы урока. Сегодня мы будем повторять состав слова.
4. Актуализация знаний. Рассмотрите таблицу на стр. 6.
- Что входит в состав слова? (корень, окончание, суффикс и приставка).
- Что такое корень? (общая часть однокоренных слов).
- Как называются слова с одинаковым корнем и общим значением? (однокоренные).
- Бывают ли слова без корня? (не бывает слов без корней).
- Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).
- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
Эти определения нужно выучить дома.
5. Упражнение 7. Прочитайте предложения. Найдите имена существительные (лист, землю, в лесу, сад, днём, тучи, по небу, лес).
Выпишем в первый столбик существительные с нулевым окончанием, а во второй столбик с окончаниями, выражающимися буквами.
6. Упражнение 8. Прочитайте слова. Значения каких слов вам не понятны?
Прочитаем образец выполнения заданий, записанный курсивом:
поля - безударная гласная о, проверочное слово поле, т.к. буква о ударная.
- Каким способом подобрали проверочное слово? (изменили форму слова из множественного числа в единственное).
трава - безударная гласная а, проверочное слово травы, т.к. буква а ударная.
- Каким способом подобрали проверочное слово? (изменили форму слова из единственного числа во множественное).
гостить - безударная гласная о, проверочное слово гость, т.к. буква о ударная.
- Каким способом подобрали проверочное слово? (подобрали к глаголу однокоренное существительное).
Выполните упражнение 8 самостоятельно. Безударные гласные подчёркивайте одной чертой, а ударные - двумя. Коллективная проверка:
7. Домашнее задание. Упражнение 10; выучить определения на стр. 6.